Бог

«Сознание непостижимости Божией есть познание Божией сущности». Святитель Василий Великий.

Бог есть принципиально непостижимая для человека Первопричина всего сущего, и всё, что мы знаем о Боге, мы знаем от пророков и святых, которым Сам Бог открыл о Себе то, что нам необходимо и полезно для нашего спасения, – писал преподобный Иоанн Дамаскин.

«Она (Первопричина) не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема; … Она не есть дух в известном нам смысле, …ни что-либо другое из доступного нашему или чьему-нибудь из сущего восприятию; Она не что-то из не-сущего и не что-то из сущего; ни сущее не знает Ее такой, какова Она есть, ни Она не знает сущего таким, каково оно есть;  …выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Её, как совершенно для всего запредельной». Священномученик Дионисий Ареопагит.

«Бог — причина и начало всего; сущность того, что существует; жизнь того, что живет; разум того, что разумно; ум того, что обладает умом; …просвещаемых — озарение; посвящаемых в таинства — высочайшее таинство; …и пекущихся об единении — единение; всякого начала  пресущественное и преначальное начало; и тайного Своего, то есть принадлежащего Ему знания, — благое даяние, насколько можно и доступно для каждого». Преподобный Иоанн Дамаскин.

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Святой апостол Иоанн Богослов.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Святой апостол Иоанн Богослов.

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.»

Ин. 8, 12.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Ин. 1, 1-5.

Бог есть Пресвятая Троица. Единый Бог в трёх ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Святой дух. Бог Отец – есть запредельная для всего Первопричина всего сущего. Бог Сын, Бог Слово, Иисус Христос – всемирный Логос, логос логосов – Творец всего сущего. Святой Дух всё сущее, сотворённое Христом, содержит, питает, просвещает и освящает.

«Ибо ни одно из сущих не является само по себе простой сущностью или простым мышлением так, чтобы быть нераздельной единицей. А Бог, если мы назовем Его «сущностью», не содержит в Себе присущей Ему по природе способности быть познаваемым, дабы не являться сложным; если мы назовем Его «мышлением», то Он не содержит в Себе подлежащей сущности, по природе могущей вместить мысль.

Но Сам Бог, Целый и Единственный, есть по сущности Мышление, а по мышлению Он, Целый и Единственный, есть Сущность. И в то же время Он весь – превыше сущности и мышления, потому что есть нераздельная, неделимая и простая Единица. А поэтому тот, кто в какой-либо мере сопричаствует мышлению, еще не выходит за пределы двойственности; тот же, кто совершенно оставляет это мышление, оказывается неким образом в Единице и отстраняет от себя способность мыслить.» Преподобный Максим Исповедник.