Человек. Свобода воли

В древнеиндийской традиции есть притча о человеке и колеснице.  Человек подобен колеснице. Карета – тело человека, кони – эмоции, желания, страсти, стихия сердца, возница (кучер) – разум.

Если человек преимущественно живёт инстинктами и жизнью тела, он подобен карете колесницы. Крепость тела определяет качество кареты и в конечном счёте длину пути, который она может преодолеть, запряжённая лошадьми.

Если человек живёт эмоциями и сумасбродными желаниями своего сердца, – он подобен дикому необъезженному скакуну. Чем сильнее эмоции и желания, тем дольше и быстрее может скакать жеребец. Тем быстрее и дольше мчит колесница.

Человек может жить разумом, тогда он подобен вознице. Возница следит за состоянием кареты, кормит, воспитывает, запрягает в карету лошадей и управляет колесницей.

Но кто повелевает вознице когда и куда ехать?! – Тот, кто сидит в карете, – гласит древняя индийская притча. Тот, кто сидит в карете – богоподобное человеческое «я», одарённое свободой воли, – это есть свободный человеческий дух.

Семь уровней духовного становления человека:

Первый уровень – уровень кареты. По преимуществу человек живёт инстинктами, действует и мыслит по привычке, решения принимаются нервными центрами, управляющими телесной физиологией человека. Он по привычке встаёт утром из постели, умывается, идёт на работу, работает, кушает, смотрит телевизор, ложится спать. Он женится, потому что так принято.

Второй уровень – уровень жеребца. Человеком по преимуществу управляет его сердце – эмоции, желания, страсти.

Третий уровень – уровень возницы. Человек руководствуется вербальным логическим разумом и знаниями.

Четвертый уровень – уровень человека. Только когда свободный человеческий дух просыпается в человеке, человек начинает подлинно осознать себя, как человека, сознавая своё истинное «я», наделённое разумом, духовными очами и свободой воли.

Мы можем видеть своё тело. Мы можем своим мысленным взором созерцать своё сердце – эмоции, желания, чувства. Чем мы созерцаем своё сердце? – Своим разумом. Как бы сверху вниз.

Но мы можем, как это не поразительно, созерцать и работу своего разума! Чем мы созерцаем свой разум? – Своим духом. Чтобы увидеть лицо, нам необходимо зеркало. Наш дух – это зеркало, в которое смотрится наш разум.

Но наш дух – не только зеркало для нашего разума. Дух подобен Единице. Точнее Единица – есть умозрительный символ, выражающий стихию духа. Дух и Единица – нечто чистейшее, простейшее, несоставное, безвидное и, одновременно, всё содержащее в себе, подобно единице во множественности, – любое сколь угодно сложное множество мы можем как целое обозначит Единицей. Наш дух содержит в себе наше человеческое богоподобное «я», имеющее духовные очи, способные воспринимать божественный Свет и мир таким, каков он есть, как истинно сущий и свободу воли – свободу принимать Божественный Свет верой, или отвергать неверием, воспринимать Истину и любовь, или отвергать, избрать жизнь и благодать, или стать нежитью, творить добро, которое есть воля Бога, Которая есть Истина, или творить зло и вечно противиться воле Бога и Истине.

Это богоподобное человеческое «я» – есть подлинная индивидуальность человека. Всё что созерцает, избирает, принимает или отвергает наше «я», каждое проявление воли человеческой, заключённой в его духе, отражается и как бы фиксируется во всей иерархии бытия и сознания человека от неба (духа) до земли (плоти). – И в разуме, и в сердце, и в теле.

Может ли наш разум созерцать человеческое «я»? Абсолютно нет. Как сердце не может созерцать разум, а плоть сердце. Но наше «я» может созерцать себя, тоже как в зеркале, созерцая душу, разум, сердце и плоть – не собственную сущность и природу «я», – но последствия проявления свободной воли человеческого «я», отражающие его текущее состояние и существо.

В разуме нет воли. Разум – это инструмент постижения Истины. В нём нет желаний, эмоций, он не может принимать решение – он только постигает Истину. Отличает Истину от лжи. Разум может составить модель, чертёж, алгоритм достижения цели. Но сам в себе без участия духа или сердца разум совершенно не в состоянии выбрать или назначить себе цель. Или сделать оценку – хорошо/плохо, добро/зло. (Потому у гуманистов и атеистов все эти понятия всегда расплывчаты, размыты, относительны и рефлексивны.) Чтобы отличить доброе от злого, разуму нужен критерий или «начальные условия». Этот критерий даёт разуму либо дух, либо сердце. И благо человеку, если его дух и сердце согласны между собой. «Ибо мир, в который погружен человек, и заключен в человеке.» В. Пелевин. «Дух бодр, плоть же немощна.» Мф. 26, 41.

Пятый уровень есть тот, когда дух человеческий созерцает божественный Свет, – Свет Истины и любви, жизни и благодати, справедливости и милосердия, – верой принимает Его и свободно покоряется Истине и благодати.

Шестой уровень, – человек становится совершенным. Дух постигает Истину, творит волю Бога, как свою, дух всецело контролирует и обучает разум, разум обучает и очищает сердце, тело служит духу, разум «попечение о плоти не превращает в похоти».

Седьмой уровень – уровень бессмертия и обожения человеческой природы по благодати, когда тварная природа человека присоединяется Христом и Духом Святым к божественной природе Творца. Уровень Богочеловечества.

Первые три уровня духовного развития человека не превосходят по существу уровень развития животного. Единственное отличие – владение языком. И то относительное. Осознание себя, своего подлинного «я» отсутствует, отсутствует свобода воли, поведение человека полностью детерминировано, предопределено внешними условиями и его внутренним состоянием. Упрямство сердца он принимает за проявление воли.

Если человеческий дух не контролирует человеческий разум, то разум человека подобен проходному двору, где свои и чужие мысли бесконтрольно приходят и уходят. Неизвестно откуда приходят и куда уходят. И что остаётся во дворе.
К мыслям, приходящих от тела, от ангелов, от бесов примешиваются обрывки чужих, когда-то услышанных или прочитанных фраз, мыслей, звуков, образов, рекламы… Человек не отдаёт и не может дать себе отчёта в том, откуда взялись и как сформировались его убеждения, предпочтения, желания и представления о мире.

Это идеальный объект для манипуляции сознанием. Им легко управлять с помощью дискурса и гламура, СМИ, соцсетей, – более того, сегодня технологии тотального манипулирования сознанием позволяют конструировать заданного человека с самого детства – при желании даже изменяя его половые инстинкты и пол (!) – буквально выстраивать в его сердце заданную структуру желаний и эмоций, вкладывать в его разум заданную систему знаний и интерпретаций, возбуждать в нём заданные реакции, иллюзию всезнания, – которая есть лучшее средство защиты от знания и консервации невежества, – ощущение индивидуальной свободы и независимости. Идеальный раб, «служебный человек» эпохи будущего «цифрового рабства». Психология, PR-технологии, НЛП (нейро-лингвистическое программирование), профанная наука, реклама, Голливуд, МТВ, Инстаграмм, дискурс и гламур – это всё для людей, не достигших четвёртой стадии духовного развития человека.

Покаянием, постом, чтением и молитвой, причащением святых Христовых таин восходят на четвёртый уровень в христианстве. Вне религии или магии достигнуть четвёртого уровня духовного развития человеку принципиально невозможно.