Что есть Истина?

Что есть Истина? – вопрошал Понтий Пилат. Отвечаем: Истина – есть воля Бога Живого.

Что есть Истина? Это то, – что есть. Это очевидно. То, что действительно происходит, происходило, то, что подлинно существует. То, – что есть. Или было.

Но подлинно существует только то, что сотворил Бог. То, что творит Бог существует естественно и без усилий в силу самой своей природы. То, что сотворил Бог существует вечно, ибо подлинно и совершенно. Искажение подлинно сущего в результате противления воле Бога порождает ложь, зло, разрушение, болезни, гибели и смерть. Ибо ничто ложное не может свободно существовать в силу своей ложной природы, в силу своей не существующей сущности. Всё, что творит Бог, Он творит по Своей собственной воле. И воля Его – единственная Истина, которая для постигающего её человека есть иерархия добродетелей.

Воля Бога выражена двояким образом:

– это законы природы, «твердь небесная» установленные Богом при сотворении мира, и

– Промысел Его о мире и о человеке. Хранящий и ведущий Церковь Свою из вечности в вечность, – из вечности рая в вечность богочеловечества.

«Истина постигается по силе жития.» – писал св. преп. Исаак Сирин. Ибо мироздание – есть иерархия бытия и сознания, а Истина – есть иерархия добродетелей. Как писал св. преп. Максим Исповедник, человеку даны эти двое: ведение (знание) и благочестие (исполнение добродетелей). Постигая Истину в её иерархичности, человек должен воплощать её в своём бытии, чтобы продолжать своё духовное восхождение в иерархии мироздания. Ибо Истина открывается человеку только в той части, в которой он способен её исполнить, (чтобы, не исполнив, человек не подвергся божественному осуждению).

Свт. Феофан Затворник: “Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину.” (Дея.21, 26–32; Ин. 16, 2–13.) Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных? О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, — тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости. Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины — им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоющи, а то сразу видно, что они плод детского воображения”.