Что есть Свет?

Что есть Свет? И «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма»?!

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.» Быт. 1, 3-4.

Свет первого дня творения – это творческая божественная энергия Логоса логосов (по выражению св. Максима Исповедника) Иисуса Христа. Это есть Свет Истины и любви – жизни и благодати – справедливости и милосердия. Этот Свет освещает, просвещает и освящает всю иерархию мироздания.

Тьма – это собственный разум твари, не просвещённый божественным Светом. Светом Истины и любви, жизни и благодати, справедливости и милосердия.

Истина и любовь – одно. Два аспекта одного и того же божественного Света. Без любви невозможно познание. Мы никогда не познаем то, что не любим.

Верою разум человека воспринимает божественный Свет как Истину, верою сердце человеческое воспринимает божественный Свет как любовь.

Истина, воплощаясь по иерархии бытия и сознания порождает жизнь и закон, который есть справедливость. Ибо справедливость есть необходимое условие существования жизни. Божественная любовь порождает благодать и милосердие. Благодать производит в сердце человека любовь, любовь, освещая сердце, открывает его милосердию.

Тьма – это истина без любви, жизнь без благодати, закон (справедливость) без милосердия.

Но Истина без любви превращается в ложь, жизнь без благодати – в нежить, справедливость без милосердия – в беззаконие и худшую несправедливость.

Потому важнейшая сакральная функция монарха – быть над законом, чтобы милосердием уравновешивать справедливость.

Божественный Свет воспринимается только верой. Ибо Бог непостижим. А человеческий разум не способен судить волю Бога. Которая есть Истина.

В тот миг, когда тварь пытается судить волю Бога с высоты некой иллюзорной абстрактной истины, будто бы онтологически свойственной природе разума твари, он утрачивает веру, отвергает Свет, погружается во тьму и становится безумен. А тьму утверждает для себя в качестве света. Порождая бесчисленные иерархии ложных, несуществующих сущностей, наполняющих и терзающих землю.

Он как бы присваивает, пытается присвоить себе Свет. Ибо божественный Свет исходит от Бога, изливается по иерархии бытия и сознания сверху вниз, или что то же – из глубины мироздания, освещая разум каждой твари, и потому иногда легко перепутать – может показаться, что Свет, исходящий от Бога, исходит из глубин собственного разума твари. Этот миг, по выражению Сёрена Кьеркегора, есть «обморок свободы», – только в этом обмороке возможно грехопадение. (Здесь высота и глубина – одно и то же. Небо над нами только видимый символ невидимого истинного неба, которое «внутрь вас есть»,- там в глубине материи, за микромиром…)

Ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;

если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Мф, 6, 21-23.

Здесь «око» есть разум и сердце человека. Желания, эмоции, страсти – всё в сердце человеческом; разум – свободен. Разум ищет только Истину, сердце – любовь. «Если нет веры в сердце, то нет её нигде,» – писал св. Феофан Затворник. Необузданное, лукавое, не воспитанное разумом сердце более всего любит себя, ищет прежде всего собственной выгоды, ненасытно вожделеет сокровищ мира сего, совершенно подчиняет себе разум, и разум оправдывает любые вожделения сердца, – утрачивает веру, отвергает Свет, погружается во тьму и становится безумным.

Эпоха «просвещения» породила даже новый сорт совершенно особенных людей. Которые всё знают, всего хотят, но ничего не могут. Эти «мнимообразованные люди, пройдя курс наук по естествознанию, полагают, что они достигли высшего понимания и с высоты такового могут усмотреть глубину словес Писания о Спасителе нашем и господе Иисусе Христе как Творце и Зиждителе мира,..» – писал о них св. прав. Иоанн Кронштадский. Исключительно точное определение русской, советской, российской интеллигенции. Поскольку разум их наполнен ложными несуществующими сущностями, порожденными мировой тьмой, их представления о реальности и о себе находятся в остром, но неосознанном конфликте с этой самой реальностью. Потому у них всё валится из рук. Интеллигенция никогда не обвиняет себя. Только власть и народ. Потому занята она по-преимуществу тем, что клевещет народу на власть, а власти на народ.

Зачем Бог отделил Свет от тьмы? Чтобы дать человеку свободу воли. Ибо подлинная любовь требует свободы.