Любовь – божественна. Бог есть любовь

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» 1Ин. 4, 16.

Любовь – есть истинно существо Бога; ибо Бог, будучи непостижим, открывается Творению как любовь – истинная и совершенная.

Божественный Свет первого дня творения – есть Свет Истины и любви, жизни и благодати, справедливости и милосердия.

Истина и любовь – одно. Потому без любви невозможно познание.

Любовь для сердца то же, что для разума – Истина. Это один и тот же божественный Свет Истины и любви. «Любовь есть порождение ведения истины.» Прп. Исаак Сирин.

«Любовь сладостнее жизни, и разумение Бога, от которого рождается любовь, сладостнее меда и сота. Любви не печально принять тяжкую смерть за любящих. Любовь есть порождение ведения, а ведение есть порождение душевного здравия, здравие же душевное есть сила, происшедшая от продолжительного терпения.» Прп. Исаак Сирин.

Любовь – есть сила жизни, возжигающая человеческий дух! Любовь производится в человеке силой божественной благодати.

Прп. Серафим Саровский утверждал: смысл жизни человека в стяжании благодати. Благодать стяжается смирением. Смиренномудрием обретается божественная благодать. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.» Иак. 4, 6.

«Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» 1Петр. 5, 5.

«Любовь к Богу возбуждает в человеке любовь к деланию добродетелей, через это стремится к благодарению. Духовное ведение естественно следует за деланием добродетелей. …Любовь есть плод молитвы.» Прп. Исаак Сирин.

Сила воли есть сила веры. Сила веры есть сила любви. Верою принимает человек благодать Святого Духа, благодать производит в человеке любовь. Любовь просвещает, освящает, оживляет и оправдывает всё. Без любви невозможно подлинное творчество. Без любви невозможно познание. Только любовь даёт человеку смысл и полноту его бытия.

Любовь в свей сущности – есть сердечное ощущение всеединства. Любовь – есть сердечное постижение Истины: Бог – един, мир – един, Бог и мир – едины. Совершенное единство Бога Троицы достигается совершенной любовью Его Ипостасей. Только истинная любовь делает семью подлинно единой. Любовью человек достигает богоподобия.

Что такое – сердечное постижение Истины? Это постижение Истины на уровне ощущений, желаний и эмоций. Когда сердце радуется Истине. Когда и сердце, и разум жаждут постижения Истины. Когда сердце радуется и жаждет единства – с Богом, с миром, со своей семьей, с своим народом, с Родиной, с ближними своими, со всеми, кого любит.

Любовь – движущая сила божественной эволюции, суть которой – обожение человека по благодати. А через человека – обожение всего Творения. Когда «будет Бог всё во всём». 1Кор. 15, 28.

«Благобытие есть причина творения; эрос является его совершенствующей силой.
…Эрос – это высочайшая стадия любви человека к Богу и любви Бога к человеку. Все добродетели содействуют Божественному эросу, и прежде всего чистая молитва, посредством которой разум обретает крылья для того, чтобы оставив все материальное, вознестись от человеческого к Божественному. Так человек становится способен последовать за Иисусом Христом в Его прохождении сквозь небеса.» Панайотис Христу: «Преподобный Максим Исповедник о бесконечности человека».

«Ибо подлинно нет ничего более богообразного, более таинственного, более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь. Она содержит в себе и собирает воедино все блага, о которых слово истины говорит как о [множестве] видов добродетели, и она никоим образом не связана всеми видами зла и удалена от них, будучи исполнением закона и пророков.» Прп. Максим Исповедник.

Чем любовь отличается от похоти? Любовь – есть жажда Истины, похоть – жажда выгоды, жажда наслаждения; похоть – есть рабство в своих пороках и страстях.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.» 1Ин. 2, 15-17

«Не оскверняй плоть свою срамными деяниями и не пачкай душу лукавыми помыслами: и мир Божий снизойдет на тебя и принесет любовь.» Прп. Максим Исповедник.

«Святой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, возженная, питаемая Святым Духом – огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением (Лествица. Слово 15. гл. 3).
«Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя», сказал святой Иоанн Лествичник (Слово 3, гл. 16). …Святая любовь – чиста, свободна, вся в Боге.
Она действие Святого Духа, действующего в сердце, по мере его очищения. …Преуспеяние в любви к Богу – бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог (1 Ин. 4:16).» Свт. Игнатий Брянчанинов.

«Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами, где блаженный Павел напитался преестественной пищей и, как только вкусил там от древа жизни, воскликнул, сказав: Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). От этого древа был отстранен Адам советом диавольским. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам, и с тех пор не встречала уже его радость, но работал и трудился он на земле терний. Лишенные любви Божией, если и по правоте ходят, едят тот хлеб пота в делах своих, какой повелено было есть первозданному по отпадении его. Пока не обретем любви, делание наше – на земле терний, и хотя сеяние наше бывает сеянием правды, когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным и укрепляться в силах без работы и труда. Небесный хлеб есть Христос, сшедший с небесе и даяй живот миру (Ин. 6, 33), и это есть пища ангельская.

Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от этого бессмертным, ибо сказано: «Кто снест от хлеба сего, егоже Аз дам ему, смерти не узрит во веки» (см. Ин. 6, 58). Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус! А что вкушающий любовь вкушает Христа, сущего над всеми Бога, об этом свидетельствует Иоанн, говоря: Бог любы есть (1 Ин. 4, 8, 16). Итак, живущий в любви пожинает жизнь от Бога и в этом еще мире, в ощущаемом здесь, обоняет оный воздух воскресения. Этим воздухом насладятся праведные по воскресении.

Любовь есть Царство. О ней Господь таинственно обетовал апостолам, что вкусят ее в Царстве Его. Ибо сказанное: Да ясте и пиете на трапезе Царствия Моего (Лк. 22, 30) – что иное означает, как не любовь? Любви достаточно для того, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот вино, веселящее сердце человека (Пс. 103, 15)! Блажен, кто испиет этого вина! Испили его невоздержные – и устыдились; испили грешники – и забыли пути преткновений; испили пьяницы – и стали постниками; испили богатые – и возжелали нищеты; испили убогие – и обогатились надеждой; испили недужные – и стали сильны; испили невежды – и умудрились.» Прп. Исаак Сирин.

«Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви.
Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.» 1Ин. 4, 15-19.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» 1Кор. 13, 1-13.

Любящий Бога исполнит Его заповеди.