«Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать.»
Вот так кратко, точно и ёмко сформулировал сущность русской идеи старец, монах Филофей в 1524 г. Её основную концепцию предложил Московский митрополит Зосима в своём труде «Изложению пасхалии» ещё в 1492 году. Сущность и основной смысл этой идеи к тому времени, конечно, осознавались русской элитой и всем русским народом уже не одно столетие, – вероятно, ещё от крещения Руси.
Русская идея – есть идея хранить православную веру и православное царство до второго пришествия Иисуса Христа. Не только веру и чистоту её догматов, но веру, воплощенную в государственном устройстве и образе жизни русского народа.
Что здесь означает слово «Рим»? Во-первых, это царство. Империя. Царство царств. Во-вторых, это царство Истины, царство веры. Не государство выгоды, но государство Истины, правды и правосудия, основанное на вере в Бога. Ну или в богов, как это было в первом Риме, где состоялось Рождество Господа Иисуса Христа.
Первый Рим, утратив веру в своих богов, растлился и пал. Утратив веру, первый Рим из государства Истины превратился в государство выгоды и вскоре погиб. Был захвачен варварами.
Второй Рим просуществовал 1123 года. Византия соединила в себе все высшие достижения человеческой цивилизации: христианство, римскую государственность и право, греческое искусство и культуру. Но после отступления от догматов православной веры и заключения с католиками унии Второй Рим погибает. Россия становится единственной наследницей Византийской империи.
Москва – Третий Рим наследовал и чистоту христианской веры, и византийское искусство и отчасти культуру, и византийскую государственность и право. После гибели Византийской империи в 1453 году Россия сделалась единственным в мире наследником Византии и – единственным «удерживающим теперь».
Что здесь означает выражение «удерживающий теперь»?
«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время.
Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.
Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.» 2 Фес. 2:1-17.
Рим – это прежде всего – «катехон» – «удерживающий теперь» от воплощения на земле «тайны беззакония» и воцарения антихриста. Это важнейшая сакральная функция Рима в формулировке русской идеи старца Филофея.
Но Пётр I неявно, но неуклонно и последовательно подменяет национальную «русскую идею». «Москва — Третий Рим» заменяется на «Россия — неполноценная Европа». Истине он предпочитает кажущуюся политическую целесообразность (выгоду), и как всегда в таких случаях, как это произошло и с Византийской империей, – мнимую политическую целесообразность, мнимую выгоду. Тем самым Пётр I предпочёл высшему низшее, небесному – земное, «тайне спасения» – «тайну беззакония».
«Обратившись к прошлому, можно вспомнить историческую легенду о Петре Первом как мудром преобразователе, прорубившем окно в Европу. Не будем говорить о степени мифичности этого сюжета, отметим лишь, что курс Петра означал смену государственного культа, переход от идеи «Москва — Третий Рим» к идее «Россия — неполноценная Европа», где обобщенный Запад становился культурным эталоном. Духовную преемственность, максимально творческую в условиях, когда византийский мир уже прекратил свое существование, Пётр подменил духовной зависимостью, ощущением собственной вторичности.»
Александр Щипков.
Пётр I насильно стрижёт бороды боярам, – это видимый символ духовной и идеологической борьбы Петра I со всем русским, с русскостью, с русской национальной идеей.
Пётр I отменяет патриаршество. Это тяжелейший удар и по Церкви, и по русской государственности – нарушается симфония властей, светская власть подчиняет себе духовную. Церковь становится департаментом правительства.
Русская аристократия начинает смотреть на Церковь сверху вниз, проникаясь ощущением, что Церковь – это институт для тёмного необразованного народа. В своих духовных исканиях русская аристократия отныне всё более обращается или на Запад, или на Восток: католичество, протестантизм, оккультизм – и западный и восточный; в конце XVIII, начале XIX веков русская аристократия гораздо более была знакома с Арканологией и с началами Каббалы, чем с богословием святых отцов Церкви.
Аристократия и священство говорят буквально на разных языках. Аристократия – на французском, священство – на русском. Священники, как правило, не знали французского, аристократы – русского. Они просто не могли разговаривать друг с другом. Изменилась даже архитектура храмов, послепетровская Россия всё более и более отказывается от своего законного сакрального и культурного византийского наследства.
В конце концов в едином православном государстве единый русский народ разделяется на две противоборствующие цивилизации: на русскую православную и западную либеральную – «цивилизацию зубной щётки» (А. Белый).
С течением времени западничество и либерализм в России становятся преобладающими в сознании образованных российских сословий, русская элита почти совершенно утрачивает веру, и всё оканчивается русскими революциями. Новая «русская» идея Петра I обретает своё окончательное воплощение в русской реальности. (Особенно – сейчас. Когда Россия сделалась недоЕвропой в самом прямом и полном смысле этого выражения.)
«Византизм дал нам всю силу нашу в борьбе с Польшей, со шведами, с Францией и с Турцией. – Писал Константин Леонтьев. – Под его знаменем, если мы будем ему верны, мы, конечно, будем в силах выдержать натиск и целой интернациональной Европы, если бы она, разрушивши у себя все благородное, осмелилась когда–нибудь и нам предписать гниль и смрад своих новых законов о мелком земном всеблаженстве, о земной радикальной всепошлости! …Изменяя, даже в тайных помыслах наших, этому византизму, мы погубим Россию. Ибо тайные помыслы, рано или поздно, могут найти себе случай для практического выражения.»
Февральская революция окончилась провалом. Русский народ во всех своих сословиях не принял западную идею государства выгоды. – И русская аристократия, и русское купечество, русские промышленники, русский народ, крестьянство и даже русская интеллигенция продолжали по-прежнему мыслить русское государство исключительно как государство Истины – государство, основанное на правде, на идеи, на вере и правосудии.
И тут большевики предлагают свою идею. Идею грубую, лживую, прямо сатаническую идею построения на русской земле совершенного царства земного, маня будущим коммунизмом с его будущей волшебно-совершенной социальной справедливостью.
Ни «земли крестьянам», ни «фабрик рабочим», ни социальной справедливости России большевики не дали, уничтожено было даже правосудие.
Но СССР какое-то время ещё по инерции исполнял русскую миссию катехона – «удерживающего теперь» – вопреки желанию и воле большевиков. Тем не менее, по мере угасания в СССР веры, хотя бы и в коммунизм, всё менее выраженной становилась и действенность его миссии как «удерживающего теперь».
После падения Советского Союза в России от Российской империи не осталось ничего – ни империи, ни правды, ни Истины, ни правосудия. (Истины, правды и правосудия не было уже и в СССР.)
Современная демократическая Россия – в самом чистом виде – есть государство выгоды. Без какой-либо Идеи и даже идей. Государство, где господствует элита без веры, без чести, без совести, не имеющая ни малейших представлений о доблести и долге, исповедующая безверие и беззаконие, верующая только в наживу и гламур и оттого пребывающая в дикости, невежестве и жлобстве. Элита, которой хитрость заменила ум. От советского даже образования, не говоря уже об имперском, от советской культуры, от советской системы здравоохранения, от советской промышленности почти ничего не осталось. Всё украли и распилили.
Великая Россия превратилась в сырьевую колонию Запада с внешним, враждебным ей, управлением. Где интересы элит прямо противоположны интересам русского народа и русского государства. Они, – эти элиты, до сих пор ведут с народом свою классовую борьбу. «Удерживающий теперь» прекратил своё существование.
Сравните степень осатанения Запада за последние 30 лет и за целую 1000 лет до этого. Культурная революция началась в США в 60-х годах прошлого века. Но свои ядовитые плоды «во всей своей красе» даёт именно сейчас. Когда не осталось и тени «удерживающего теперь».
Всё готово: власть и собственность большей части человечества в руках мировой финансовой олигархии – суть, специального департамента служителей «тайны беззакония». Разработаны все необходимые технологии – технологии манипулирования сознанием, технологии целенаправленного конструирования личности через подчинённые им системы образования и культуры, через социальные интернет-сети, разработаны технологии биометрии и тотального цифрового контроля, – всё готово для строительства «нового дивного мира» антихриста.
«Мы живем во время доминирующего сатанизма» – говорил на проповеди лет двадцать назад один священник в Саввино-Строжевском монастыре; мир гибнет от неверия Иисусу Христу.
В целом, легко заметить, кривая осатанения европейской цивилизации носит отчётливый экспоненциальный характер. Если Третий Рим не возродится вот прямо сейчас – прямым чудом Божиим, – то мы, конечно, очень скоро окажемся на пороге царства антихриста, конца света и второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа – через три с половиной года после воцарения антихриста. Но это время надо будет как-то пережить.
Впрочем, сказано:
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
…Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.» 1 Ин.2:15-17, 3:16.
Под миром здесь святые отцы понимают совокупность человеческих страстей, которыми полна мирская жизнь.
От подлинной, от русской России, от Святой Руси сегодня почти ничего не осталось. Но Церковь сохранилась и сохранила чистоту православной веры, – потому мы всё ещё в праве надеяться на чудо. На Бога, – Бог даст, и мы вскоре сможем продолжить нашу русскую историю «с чистого листа». Эта война должна всё расставить по своим местам.