Подлинная причина неверия

Люди страстно желают творить зло по своему собственному усмотрению, но так, чтобы и Бог, и ближние их им за это воздавали добром.

«Люди хотят грешить и иметь добренького Бога. Такого Бога, чтобы Он нас прощал, а мы продолжали бы грешить. То есть, чтобы мы творили бы все, что хотим, а Он прощал нас, чтобы прощал нас не переставая, а мы дули бы в свою дуду». Прп. Паисий Святогорец.

Неверующий всегда, или как правило, – прав. Ибо свою волю он воспринимает как Истину. Как Истину – для всех абсолютную. Ну а как же? Неверующий ощущает себя в центре мира. Как Бог. Он ожидает от мира благодарности, почестей и восхвалений – в соответсвии со своим личным ощущением справедливости. Ибо и само его зло – зло, обличаемое божественными заповедями – он требует признавать высшим для всех добром. Разумеется, происходит это бессознательно, – ибо если человек хотя бы время от времени приходит в сознание, рано или поздно он становится верующим.

В духовном мире – в мире после смерти – подобное располагается рядом с подобным. Злое со злым, а доброе с добрым. Там пространство измеряется не в метрах, а разницей в качестве и подобии. Злому хорошо рядом с добрыми. Вот как здесь на земле. Но плохо среди злых.

Неверующий, убегая от страданий или устремляясь к земному счастью, силится изменить мир внешний, ибо полагает, что любое зло существует только во вне его. Всё зло мира – в несовершенстве другого – ближнего или дальнего, – но никак не в нём самом. Причина любых неудач или страданий – есть исключительно несовершенство внешнего, да к тому же ещё, и материального мира. Верующий напротив – изменяют себя. Подчиняя свой дух Богу, разум – духу, сердце – разуму и по слову апостола Павла «попечение о плоти не превращая в похоти».

И кратко сказать: верующие – умны, неверующие – хитры.

«Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.» Лк. 16:8.

Ум жаждет только познания Истины, «это его пища и питие», – по слову святителя Феофана Затворника. Хитрость – источник всякого саможаления, – жаждет только выгоды. Саможаление же – есть самый изощрённый истязатель души человеческой.