Сотворение мира. День шестой

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;

а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.»

День шестой – день сотворения животных суши и человека.

Стихия суши – есть символ воплощения в материальном мире стихии разума. Совершенная суша – кристалл. Совершенное знание также подобно кристаллу, – где всё связано со всем в строгом порядке его кристаллической иерархии – кристаллу, сверкающему всеми своими гранями, преломляющими и отражающими Свет божественной Истины.

Животные суши более сложны, высокоорганизованы, наиболее близки и понятны человеку. Животные суши есть в некотором смысле воплощение и отражение в нашем видимом мире движений человеческого разума.

Животные фундаментально отличаются от человека тем, что не имеют богоподобного человеческого«я» и, соответсвенно, лишены свободы воли. Потому они бессловесны. Они не способны выделить себя, свое «я» из мира, наблюдать свой разум своим духом и разделить целое – мир – на части, – и создать язык. Животные совершенно «детерминированы», их поведение предопределено – всецело определяется внешними условиями, их инстинктами и собственным опытом.

«И сказал Бог: сотворим человека…» – Предвечный совет пресвятой Троицы. Бог, будучи всеведущим, знал, что человек, сотворённый по образу Божьему, имеющий собственное «я» и свободу воли падёт во тьму противления, увлекая за собой сотворённый Им мир. На предвечном совете, говорят святые отцы, Бог Сын, Бог Слово, «Свет от Света», Логос логосов – «им же вся быша» – Иисус Христос вызвался, когда придёт время, сойти во тьму неверия и противления и спасти павшего человека.

«По образу Нашему…» Образ Божий в человеке – это его дух, его богоподобное «я» и ничем не ограниченная свобода воли. И в силу этого, образ Божий в человеке – есть его бытие и приснобытие (св. Максим Исповедник) – т.е. вечное бытие, однажды начавшись, его бытие никогда не закончится.

Человек объединяет в себе все иерархии бытия и сознания в мироздании – от мира животных до мира ангелов. Эта полнота есть тоже в некоторой степени отражение образа Божия в человеке. Ибо Бог сотворил всё, и всё содержит, и всё животворит.

Бог воплотился в человека, – такова высота человеческой природы, – чтобы через человека по благодати присоединить к Себе всё Творение.

Подобно ангелам человек имеет дух, подобно животным – плоть. Животное имеет в себе всё, что имеет человек, кроме духа и свободы воли, ангел имеет всё, что имеет человек, кроме плоти.

«И по подобию Нашему.» Подобие или не подобие человека Богу – есть дело свободной воли человека. Покориться Его благодати и войти в Церковь Его, или противится Ему и оказаться «во тьме внешней» и, вольно или невольно, – в церкви сатаны. Человек свободен – или бесконечно уподобляться Богу, восходя по иерархии бытия и сознания к Нему, или же бесконечно удаляться от Бога, становясь во всём противоположным Ему, – нисходя в «бездну беззакония» «тьмы внешней».

Святой преподобный Максим Исповедник писал, – восхождение к Богу и, тем самым уподобление Ему, осуществляется посредством «этих двух», дарованных человеку Богом: ведения (знания) и благочестия (добродетели). Постигая Истину, человек приводит в соответствие с ней свою добродетель, – совершенствуя сознание, человек совершенствует своё бытие, после чего для него открывается возможность постижения более высоких тайн божественной Истины, которое есть постижение добродетели – воли Бога Живого, – так человек восходит к Богу по пути божественной эволюции. Шаг за шагом. Ступень за ступенью.

Движущей силой божественной эволюции уподобления человека Богу является любовь. Любовь к Истине, к благу, к Богу.

Ибо, цель творения – благобытие (блаженство) в совершенном по благодати соединении человека и Бога. (И через человека – всего мироздания.) А эрос – наивысшая стадия любви человека к Богу и Бога к человеку – является объединяющей и совершенствующей это единение силой.

Но чтобы любить, надо быть свободным. Потому Бог дарует человеку богоподобную свободную волю.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»

Человек – это семья. Семья подобна человеку. Мужчина в семье являет собою стихию разума – мужское начало, женщина – стихию сердца, женское начало. И мужчина и женщина обладают разумом и свободой воли, ибо и мужчина и женщина обладают духом и тем самым – своей подлинной индивидуальностью. Единство семьи как единого и совершенного человека достигается эросом – совершенной любовью к Богу и любовью в Боге друг к другу.

Что есть дух?

«Дух чистый Бога созерцает и от него приемлет ведение таин.» Святитель Феофан Затворник.

«Бог есть дух, и притом наичистейший и наипростейший.» Эразм Роттердамский.

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» Апостол Иоанн Богослов.

Дух – наичистейший и наипростейший, но содержит в себе всё сущее. Ибо любое множество может быт возведено к целому, – к единице. И напротив, единственная и единая, ничем не ограниченная единица содержит в себе бесконечно бесконечное содержание, которое имеет бесконечные возможности воплощения в иерархии реальности, в иерархии бытия и сознания мироздания.

Таков дух Бога, и дух человеческий подобен ему. Ибо подобное постигается подобным, но если и не постигается, поскольку божественная природа совершенно непостижима для человека, то созерцается и «приемлет ведение тайн.» Дух человеческий не сотворён: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» Это не дух Божий, но дух человеческий, но тем не менее он также непостижим. Ибо дух предельно прост, безвиден и несоставен. Человеческий дух наделён богоподобным человеческим «я», разумом и свободой воли.

Дух человеческий – есть созерцающий разум. Это индивидуальность, – совершенная, абсолютная, самовластная индивидуальность, она универсальна и равно тождественна для каждого человека. Ибо каждый человек равно сотворён по образу Божию. Проявляет себя эта индивидуальность в реальности через последовательность актов выбора свободной воли человека – через историю реализации его свободной воли. Эта история выбора запечатлеется в разуме и в сердце человеческом, даже в его плоти. Вероятность полного совпадения таких историй выбора для двух или более человек практически равна нулю. Потому каждый человек абсолютно индивидуален и неповторим.

Разум – есть активная, познающая, творческая воля. Его предназначение – постижение Истины. Его призвание – «хранить и возделывать сад». Творить себя (и всего человека) и внешний мир в сотворчестве с Богом. Творить культуру.

“Наш ум требует познания истины. Это его глад и жажда – такое же требование природы, как требование пищи и пития телом.” Святой святитель Филарет, митрополит Московский.

Но разум, имеющий слово, но не имеющий веры – хищный зверь. Иоанн Златоуст называет его мысленным волком. «Да не на мнозе удаляяйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду». Неверием и сомнением, поисками доказательств и опровержений может растерзать душу человека в клочья. Или сделается «подкаблучником» – жалким льстивым и безвольным лакеем лукавого, похотливого человеческого сердца.

Сердце. Если дух не имеет в себе никаких индивидуальных свойств личности, ничем не окрашен, абсолютно прост, не составен, не имеет частей, неделим, и абсолютно совершенен, но имеет разум и свободу воли, то сердце – есть та личность человека, которая определяется историей проявления его разума и свободы воли духа. Сердце всецело определяет его истинную индивидуальность. Сердце – средоточие жизни.

Жизнь – есть торжествующее проявление принципа индивидуальности в мироздании. Ни одно сердце не тождественно другому.

«Если нет веры в сердце, то нет её совсем. Ибо чего нет в сердце, того и на деле нет. Итак, ревнуя о спасении, всё внимание должно обращать на устроение сердца, или на впечатление в нём истинно христианских чувств и расположений…» Святитель Феофан Затворник.

Сердце – средоточие жизни, эмоций, желаний. Средоточие любви. В сердце запечатляется и отпечатывается результат всех действий, усилий и устремлений человека, всей его жизни. «В чём застану, в том и судить буду.» Это про сердце. Каким будет человеческое сердце в момент смерти, таков и суд Божий. Что не отпечаталось в сердце, того как бы не было и нет.

Сердце может быть мудрым, или глупым. Верным или лукавым. Добрым или злым. Чистым или грязным. Долг, честь и доблесть – свойства сердца. Сердце может быть отважным или робким и трусливым.

Сердце имеет в себе особенный ум, способный созерцать божественную Истину и воспринимать любовь, а также различать, воспринимать волю разума. Но если разум не контролируется духом, тогда сердце манипулирует разумом, и человек утрачивает свободу воли, – наступает «обморок свободы», – только в состоянии обморока свободы возможно грехопадение, – писал Пьер Керкьегор, в этот момент дух человека отвлекается от созерцания божественного Света Истины и любви, человек не осознаёт своё богоподобное «я».

Господь «сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» Дух в равной степени дарован и мужчине, и женщине.

Разум – стихия мужского начала. Сердце – стихия женского начала. Дух – превыше всякого разделения.

Почему Бог разделил человека на мужчину и женщину? – Человек, имея свободу воли, должен научиться любить. Чтобы человек мог истинно возлюбить Бога.

В триединстве человека – в семье, которая есть домашняя церковь, – человек тоже несёт в себе образ Божий. Ибо подобно тому, как совершенное единство Пресвятой Троицы достигается совершенной любовью, так и совершенство семьи достигается подлинной любовью к Богу и взаимной любовью в Боге друг к другу.

Человек должен научиться творить. Чтобы стать «соработником», сотворцом Богу. Универсальный закон творчества – есть закон любви, закон совместного творчества мужского и женского начала, творческого согласия разума и сердца. В согласии с духом и Богом.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.»

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею,» Творить себя, родить и воспитать детей – наивысшее творчество, доступное человеку – это есть подлинно богоподобное творчество.

«И наполняйте землю, и обладайте ею.» Обладать землёю, – земля есть область следствий, – означает: человеку вверена земля, его воля будет воплощаться на земле. От небес до земли во всей иерархии небес. Он творец и со-творец мира с Богом, – это означает «наполняйте землю» – человек призван творить культуру, преобразуя мир.

«И владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.»

Человек должен реализовать свою власть прежде всего над движениями собственной души. Достичь согласия духа, разума и сердца. (До грехопадения все животные были совершенно покорны человеку, и сами находились в гармонии друг с другом. После грехопадения всё смешалось – и в человеческой душе, и в мире животных – появилась борьба, насилие и смерть, возникли «пищевые цепи».)

Божественный Свет доступен и духу, и разуму и сердцу человека. Молитва – есть молитва и духа, и разума, и сердца. Совершённая любовь – любовь духа, разума и сердца. И верит человек – и духом, и разумом, и сердцем. Вера одним только разумом, если нет её в сердце, не сделалась ещё достоянием человека, – не стала свойством его индивидуальности, не вошла в его сокровенную сущность. «И да будет воля Твоя и на земле, как на небе,» – здесь под «землёй» можно понимать сердце человеческое.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;»

В мироздании, как в кристалле, всё связано со всем, и всё содержится Духом Святым. Человек сотворён не автономным – ни от Бога, ни от мироздания. Бог дал человеку два источника жизни: источник для духа, разума и сердца и источник жизни для плоти.

Источник для духа, разума и сердца – божественный Свет Истины и любви, жизни и благодати, милосердия и справедливости, Слово Божие – пища для разума. Источник для плоти – «трава, сеющая семя и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя.»

После потопа Бог отдал человеку в пищу животных. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];

да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё.» Быт. 9, 1-3. Возможно потому, что самим существованием своим отныне все животные земли обязаны труду Ноя. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные» – иной власти над животными не осталось у человека.