Сотворение мира и человека. День четвёртый

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день четвёртый.»

Четвёртый день творения – день сотворения ангельского мира, который проявляется на земле, как сотворение внешнего космоса. Возникает время – ещё до грехопадения человека – это совершенно другое время, непостижимое для нас время в вечности.

Евгений Авдеенко писал, что внешний космос есть есть видимый символ невидимого мира ангелов. Бесчисленное количество звёзд и бесконечность космоса есть отражение величия и бескрайности ангельского мира.

Духовная энергия ангела никак не меньше физической энергии звезды. Видимые звёзды видимого космоса есть символы и материальное воплощение энергии невидимых ангелов высшего, невидимого ангельского мира.

Из текста Писания следует, что сотворённый ангельский мир и два светила выполняют три основные функции: освещает землю, порождают и контролируют время, большое и малое светила управляют землёй.

«Да будут светила на тверди небесной для освещения земли…»

Ангел – это разумный пламенеющий дух. Вестник. Ангел несёт человеку божественную весть – Истину, волю Бога Живого. Истина преобразуется, снисходя по ангельской иерархии от высшых ангелов к низшим так, чтобы Она – Истина стала доступна для восприятия человеком. При этом Истина нисколько не утрачивает своей истинности, преобразуясь от уровня у уровню в небесной иерархии, но на каждом уровне ангельской иерархии представление Истины совершенно соответсвует каждому конкретному уровню бытия и сознания в иерархии мироздания.

Вот что пишет об ангелах и ангельской иерархии святой Дионисий Ареопагит в своей знаменитой работе «О небесной иерархии»:

«Итак, цель Иерархии – уподобление по мере возможности Богу и соединение с Ним, Его имея наставником во всяком священном художестве и действии, неуклонно взирая на Его божественнейшее благолепие и становясь, насколько хватает сил, Его оттиском и делая участниками своих хороводов божественными подобиями, прозрачнейшими незагрязнёнными зеркалами, приемлющими луч Светоначалия и Богоначалия, священно наполняемыми даруемым светом и затем обильно в других им воссиявающими, по законам Богоначалия.

…Потому тот, кто говорит о Иерархии, являет некий полностью священный порядок, образ красоты Богоначалия, священно осуществляющий иерархическими чинами и знаниями таинства своего осияния и уподобляющийся, в меру доступного, своему Началу. Ибо для каждого, кому выпал жребий принадлежать к иерархии, совершенство состоит в том, чтобы, в меру своих возможностей, быть возводимым к богоподражанию и, что божественнее всего, стать, как говорят Речения, «соработником у Бога» (1 Кор. 3:9) и выказать в себе, по возможности проявляя, божественную энергию. Так что, поскольку порядок в иерархии – чтобы одни очищали, а другие очищались, одни просвещались, а другие просвещали, одни совершенствовались, а другие совершенствовали, богоподражание каждого зависит от соблюдения этого порядка.»

«Всего богословие назвало выявляющими именами девять разрядов небесных существ. Божественный наш священносовершитель разделяет их на три троичных устроения. И первое, говорит он, пребывает всегда около Бога, близко к Нему и прежде других, непосредственно, согласно преданию, соединяется с Ним. Ибо святейшие Престолы и многоокие и многокрылые чины, именуемыми на еврейском языке херувимами и серафимами, помещаются в превышающей всех близости, непосредственно около Бога, – как передаёт, говорит он, изьявление священных Речений. Этот вот троичный порядок наш славный наставник называл единой равночинной и воистину первой иерархией, богообразней которой и более близкой к первичным осияниям Богоначалия нет. Вторую, говорит он, составляют власти, господства и силы, а третью, состоящее из последних чинов среди небесных иерархий – устроение ангелов, архангелов и начал.»

Итак, Господь составил небесную иерархию из «трёх троичных устроений».

В толкованиях на этот текст святого Дионисия Ареопагита преподобный Максим Исповедник указывает следующий порядок иерархии небесных чинов:

Первое устроение: Святейшие Престолы – своей совершенной духовной простотою более всех подобны Божеству и наиболее приближенные к Богу, Херувимы – что в переводе с еврейского языка означает обилие познания и излияние мудрости и Серафимы – что означает огненный, горящий, пламенеющий. Второе устроение: Господства, Силы и Власти. И третье устроение: Начала, Архангелы и Ангелы. Ангелы наиболее близки к человеку.

Чтобы передать некоторое представление о природе ангелов, приведём ещё одну цитату из той же работы божественного Дионисия Ареопагита, как его называют преподобный Максим Исповедник и преподобный Иоанн Дамаскин:

«Так, вечное движение около божественного и непрестанность, жар, быстроту и кипучесть этого постоянного, неослабного и вечного движения; способность уподоблять себе, возвышая и поощряя, низших, как бы приводя их в состояние кипения и воспламеняя до подобного жара; очищать подобно молнии и всепожигающему огню; особый, обладающий неприкрытостью и неугасимостью всегда одинаково световидный и просвещающий образ, способный изгнать и истребить всякое тёмное порождение мрака, – всё это выявляя обнаруживает наименование Серафимов. Имя же Херумивов – их разумность и боговидность, способность воспринимать высочайшее светодаяние и созерцать в первозданной силе благолепие Богоначалия, преисполнятся умудряющего преподания и обильно приобщать вторичных к излитию дарованной премудрости. А высочайших и превознесённых Престолов – беспримесную изьятость по отношению ко всякой до ног сниженности и устремлённость надмирно к верху; немятежное пребывание за всяким пределом; никакими силами незыблемую прочную утверждённость около подлинно Наивысшего; приятие в полном бесстрастии и невещественности посещения Богоначалия и богоносность, и преданную открытость для божественных пиров.»

Итак сущность ангельской иерархии, иерархии Света – очищать, просвещать и совершенствовать низших, чтобы возводить их к высочайшему богоподражанию: «Да будут светила на тверди небесной для освещения земли…»

«Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;»

Сущность времени заключается в последовательности воплощения воли Бога в иерархии Творения. «Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом.» Преподобный Иоанн Дамаскин. Порядок мышления и действий Бога определяет последовательность воплощения воли Бога во времени мироздания.

По мере сотворения мира эта последовательность воплощения воли Бога реализуется через иерархическую систему причинно-следственных связей в иерархии бытия и сознания мироздания. К воле Бога присоединяется воля разумных существ, обладающих свободой воли. Ибо единственный источник причин (в системе причинно-следственных связей) помимо воли Бога есть воля разумных существ, наделённых свободой воли. Первые такие существа – ангелы были сотворены Богом в четвёртый день творения. Собственно, иерархия тверди – воля Бога, выраженная в иерархии законов природы – есть не что иное, как система или архитектура реализации причинно-следственных связей в иерархии бытия и сознания мироздания.

Модель: Предположим, физическая природа времени заключается в дискретности причинно-следственных связей, воплощающихся по иерархии бытия и сознания сверху вниз. Между причиной и следствием – непроходимая пропасть. Нет такого мгновения, когда бы причина переходила в следствие – когда одновременно в процессе реализации причинно-следственных связей существует и причина и его следствие. Пропасть между причиной и следствием – и во времени, и в природе причин и следствий – их природа всегда различны. Между причиной и следствием абсолютный дискретный разрыв – и во времени, и в пространстве, и в природе, и в иерархии бытия и сознания. Вот этот цикл дискретного перехода от причины к следствию по вертикали в иерархии бытия и сознания и составляет неделимый квант времени.

Одновременно на каждом уровне иерархии мироздания – на горизонтали – время определятся длительностью циклов дня один во всём безграничном многообразии его проявлений.

Время на каждом уровне иерархии бытия и сознания течёт с различной скоростью. Это объясняется синархической природой воплощения в иерархии мироздания содержания высших первопринципов в «законах природы». Каждый высший принцип, реализующий определённый цикл дня один раскрывается на более низшем уровне иерархии суммой низших принципов или «законов природы», реализующих этот же цикл дня один на более низком уровне иерархии мироздания. Таким образом, количество квантов воплощения причинно-следственных связей, реализующий один и тот же цикл дня один на низшем уровне во столько раз больше, какова сумма низших принципов или законов, раскрывающих содержание высшего первопринципа. Но цикл – один на всех уровнях иерархии бытия и сознания. Таким образом за время воплощения цикла во всей иерархии, на каждом более низшем уровне иерархии необходимо воплощение в разы большего количества квантов причинно-следственных связей, чем на высшем за одно и то же время – время цикла дня один. Отсюда на каждом более низшем уровне иерархии мироздания время течёт в разы быстрее, чем на высшем.

Такие же циклы дня один воплощаются на всех уровнях ангельской иерархии. Высший ангел воспринимает божественный Свет – (день), затем усваивает полученное Откровение и преобразует Его так, чтобы это Откровение было доступно ангелу на низшем уровне без какой-либо потери Его истинности – (ночь). Низший ангел воспринимает Свет от высшего ангела и преобразует Его аналогичным образом для более низшего.Так Свет через ангельскую иерархию открывается людям – подвижникам, пророкам и святым. Через ангелов-хранителей Истина открывается каждому крещённому человеку по вере его, кто сколько может вместить. На материальном уровне видимого космоса ангельские циклы дня один проявляются, как движение звёзд по эллиптическим орбитам.

У ангелов нет плоти, потому однажды упав, ангел не может покаяться и восстать. Он делает выбор однажды, и этот выбор абсолютен и неизменен, – и созерцая Бога, падший ангел вечно противится Ему. Не имея плоти, ангел не имеет в своём составе области следствий. И потому в отличие от человека он не может себя изменить. Ео воля не имеет места, где бы она могла воплотится в себе самом. Потому воля ангелов – и ангелов Света, и ангелов тьмы, – воплощается только в человеке. Только человек в сотворчестве с Богом может творить самого себя сам, превращая свою жизнь в произведение искусства.

«И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.»

«Два светила великие» – солнце и луна. Луна освещает землю ночью отражённым светом солнца. Подобно тому, как разум твари, освещенный божественным Светом днём цикла день один, способен светить другим отражённым Светом божественной Истины ночью цикла день один.

Солнце – есть символ Света первого дня творения, Света божественной Истины и любви, жизни и благодати, милосердия и справедливости; луна – символ разума и сердца твари. Разум, – способный светить отражённым Светом божественной Истины, и сердце, – способное принимать в себя, воспроизводить и отражать божественный Свет любви.

В толковании святых отцов Церкви «два светила великие» – это также любовь и вербальный разум, благодать и закон, Новый и Ветхий заветы, даже – Бог и дьявол. Ибо дьявол жив только благодатью Духа Святого, он светит лживо отражённым и искажённым светом во тьме неверия, сам вечно пребывая во тьме, зависти и зле, но неизменно мнящий, что этот свет – его собственный свет, открытой его разумом некой абстрактной и абсолютной истины.