Сотворение мира и человека. День один

«Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом.»

Преподобный Иоанн Дамаскин.

Сотворение мира есть, одновременно, и сотворение человека.

***

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.»

Когда Бог сотворил небо и землю? Когда Бог творил небо и землю, времени не существовало. Бог творил небо и землю в вечности.

«И сотворил Бог небо и землю.»

Здесь небо – как нечто подобное Себе, и земля, – как нечто противоположное Себе, – как нечто совершенно противоположное Своей божественной природе. Возникают две первые идеальные противоположности – небо и земля. Возникает вертикаль духа, принцип архитектуры иерархии мироздания – от неба к земле.

Здесь небо – ещё как принцип, – небо, которое есть будущее царство Духа, Твердь Небесная – царство первопринципов – высших законов мироздания, область творческой воли, область причин. Земля – как принцип – которая есть место окончательного воплощения в реальность творческой воли Духа, область конечных следствий, область материи.

«Земля же была безвидна и пуста.» Земля ещё не проявлена, не реализована, она существует ещё только как принцип, но уже явлены бесконечные потенции воплощения Идеи Творения на земле.

«И тьма над бездною.» Бездна – не проявленная ещё бездна, ничем не ограниченная бесконечность возможностей воплощения в реальность Идеи Творения Бога и воли сотворённых позднее разумных существ, одарённых свободной волей. Одновременно тьма – есть ничем не ограниченная свобода воли разумных существ, в том числе – абсолютная свобода воли противления Богу. Здесь тьма – тьма возможностей, неизвестность, неизведанность, непредсказуемость. Одновременно тьма – разум твари, не просвещённый божественным Светом.

«И Дух Божий носился над водою.» Если земля – иерархический принцип – это то, что внизу, область конечных следствий, область воплощения творческой воли в материальную реальность, то вода – есть принцип наличия содержания творения, субстанции мироздания, наполняющую всю иерархии бытия и сознания, пластическая среда, сущность материи, принцип вещества, наполняющего землю, первичная протоматерия, жизненная среда. Святой Дух носился над водою, – в более точном переводе – взлиэлеивал воду – среду будущей жизни, – подобно тому как птица носится над своими птенцами, освящал и оживотворял её Своею благодатью.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.» Этот Свет – есть свет Иисуса Христа, «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна». Это Свет Бога Слова, Который есть Всемирный Логос – «Логос логосов», – писал преподобный Максим Исповедник. «Я Свет миру.» Ин. 9, 5.

Этот Свет есть божественный Свет Истины и любви, жизни и благодати, милосердия и справедливости.

Святой Дух всё сущее (сотворенное Богом) содержит, питает, просвещает, освящает, даёт благодать и энергию жизни.

«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.» Тьма – то, что не Свет. Тьма – разум твари, сущность и существо тварного. Свет может быть воспринят тьмою – разумом твари – только верой.

Человек включает в себя и небо, и землю, и воду. Но не Свет.

«И отделил Бог свет от тьмы.» Бог отделяет Свет от тьмы. Это означает, что Бог дарует твари, имеющей разум, свободную волю. Свободу выбора – следовать Истине – воле Бога Живого или противиться Ей. Ибо любовь невозможна без свободы.

Бог ожидает от человека любви. Ибо только в любви возможна осмысленность и полнота бытия.

Совершенной любовью достигается в триединстве Божества совершенное единство. Всеединство Творения достигается любовью сотворённых Богом существ, имеющих разум и свободную волю. Святой преподобный Максим Исповедник утверждает: цель творения – благобытие (блаженство) в совершенном соединении творения и Бога. А эрос (наивысшая стадия любви Бога к человеку и человека к Богу) является его совершенствующей силой. Суть божественной эволюции, – по слову преподобного Максима Исповедника, – обожение человека по благодати и через человека всего Творения в целом. Бог Своею благодатью присоединяет к Себе, к Своей божественной природе человека и Творение; это присоединение и обожение возможно только через Эрос – на основе совершенной взаимной любви Бога и человека.

Так появляется тьма тьмы. Тьма – как тьма неверия, тьма сознательного противления Свету и Его благодати. Тьма, как свободный выбор свободной воли твари, противящейся Истине – воле Бога Живого. Как выбор собственной выгоды и проистекающие отсюда разделения, зависть, конкуренция, пищевые цепи – сущность и квинтэссенция воли противления,- взаимная ненависть – вопреки Истине, любви, гармонии и единению всего сущего любовью с Богом и между собою.

«И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.» День один, а не день первый. Потому что этот день – есть универсальный цикл жизни, универсальный цикл познания и эволюции мироздания. Его проявления чрезвычайно многообразны, он составляет собою сущность всех без исключения процессов в мироздании – и планеты, и галактики вращаются по эллипсоидным траекториям, меняются времена года, цивилизации возникают, развиваются и угасают, любая энергия – есть энергия волны.

День – время непосредственного восприятия духом, разумом и сердцем твари божественного Света Истины, благодати и энергии жизни. Ночь – время усвоения разумом твари божественной Истины и преобразование Её в понятия, доступные разуму твари, в том числе – в понятия вербального разума. Это время преобразования божественной энергии жизни в жизненную энергию живого тварного существа. Это время, когда благодать производит в сердце человека любовь.

День – это время сеяния семени Слова Божия, ночь – время всходов божественного семени в разуме и сердце человека. «Ни хлебом единым жив человек, но всяким словом Божиим.» Мы видим в самом тексте Библии подобную закономерность: сначала говорится: «И сказал Бог…» – день, и затем « и стало так» – ночь.

«И был вечер, и было утро.» Бог сопрягает день с ночью, Свет с тьмой. Ибо цель творения – благобытие (блаженство) в совершенном соединении Творения и Бога. В обожении по благодати природы твари. Христос ещё до сотворения мира и человека добровольно согласился сойти во тьму и взойти на крест, чтобы присоединить тьму к Свету. Присоединить тех, кто «изберёт жизнь, чтобы жить». Кто изберёт Свет, а не тьму, кто предпочтёт Истину выгоде, Царствие Небесное царству земному.

Одновременно Бог сопрягает причины и следствия.