Сотворение мира и человека. День третий

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.»

Начиная с третьего дня творения Бог творит во всей иерархии мироздания, во всей иерархии небес и миров – с высшего неба (мира) божественный творческий импульс воплощается по иерархии небес и миров до самого нижнего неба (мира), до самого низшего уровня бытия и сознания мироздания.

Третий день творения – день сотворения, проявления, кристаллизации разума твари и царства идей. На материальном уровне формируется суша и растительный мир.

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.»

Евгений Авдеенко отмечает: Бог повелел собраться воде в одно место, но вода собралась «в свои места». «И увидел Бог, что это хорошо.» Это означает что вода – субстанция мироздания, разумная пластическая среда – имеет свою собственную творческую волю. Это не совершенно инертная материя, не безвольно и механически подчинённая причинам – активной творческой воле духа – субстанция воплощения следствий.

«И да явится суша.» Стихия воды – стихия сердца, стихия женского начала, средоточие жизни. Море подвижно, зыбко, переменчиво, может быть то грозным, то ласковым, подобно стихиям сердца – эмоциям, желаниям, страстям. Сердце – средоточие жизни, эмоций и желаний, средоточие человеческой индивидуальности и веры. Сердце имеет свой собственный ум, способный непосредственно, не вербально, верой созерцать божественный Свет, воспринимать Истину, энергию жизни и благодать, которая производит в человеке любовь.

Бог повелевает явиться суше. Это новое содержание земли, новая стихия, противоположная стихии воды. Суша в определённом смысле – тоже твердь. В совершенном состоянии – кристалл. Суша – есть стихия вербального разума, способного волей к познанию постигать законы тверди и высшие первопринципы – Истину – волю Бога Живого – и в аспекте «законов природы», и в аспекте божественного Промысла. Разум – активное мужское начало.

Небо – стихия духа. Дух – средоточие созерцающего богоподобного человеческого «я» и свободы воли. Все три стихии входят в состав человека – и сердце, и разум, и дух; на видимом плане – вода, суша, и воздух.

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.» Суша (земля) даёт всходы и плод только тогда, когда она орошается водой. Точно также разум даёт плод, когда он орошается любовью и сердечной верой. Плод земли – растительное царство. Плод разума – царство идей.

Растительный мир – есть видимый символ царства идей. Идеи порождают плоды и семя для новых идей «по роду своему».

Разум – есть та почва, куда сеется слово Божие. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.» Мф. 4, 4. Но чтобы разум не был бесплодной пустыней, он должен быть орошаем любовью и верою.

Идеи и слово Божие – есть универсальная пища для разума человека; семя травы – зерно и плоды деревьев – есть универсальная пища для человеческого тела.

Заметим, растительное царство и царство идей были сотворены до того, как были созданы солнце, луна и звёзды, до того как был сотворён ангельский мир, ибо ангелы – разумны, имеют веру и свободу воли, и даже до того, как проявилось время вечности.

Логика Писания абсолютна и безупречна: Бог на третий день творения создаёт разум, как стихию, и пищу – и для разума, и для тела, а затем – начиная с четвёртого дня – творит существа, наделённые разумом и свободой воли.