Справедливость

Справедливость – есть универсальный критерий соответствия Истине действий человеческой свободной воли в противоположность желанию выгоды.

Каждый падший человек, не вступивший на путь покаяния, подобно сатане, ощущает себя в центре мира. Осознанно или нет. Потому у каждого своя собственная Истина, свои собственные представления о справедливости, чаще всего основанные на своей собственной выгоде. Как правило, такие представления о справедливости формируются полубессознательно. Отсюда все раздоры, войны, зависть, ненависть и злоба. И кажется – мир несправедлив.

Но существует абсолютная, божественная справедливость. Единая для всех.

Божественная справедливость – есть воплощение в мироздании божественной Истины, которая есть воля Бога Живого. Воля Бога воплощается в мире в двух аспектах: «законы природы» и Промысел Божий.

«Законы природы» – есть воплощение в мироздании высшего божественного принципа – принципа справедливости. Принцип справедливости раскрывается в иерархии бытия и сознания как «иерархия небес» – как синархическая сумма высших первпоринципов и «законов природы». Закон справедливости всецело реализуется синархической суммой «законов природы»; действие законов природы неотвратимо, законы природы совершенны, абсолютны и неумолимы. Умолить можно Бога, войдя в Промысел Его, законы природы умолить невозможно. Очевидно, закон справедливости всецело и во всей полноте осуществляется в каждой точке мироздания в любой момент времени.

Если бы закон справедливости не уравновешивался божественным милосердием – Промыслом Божиим о спасении о оправдании человека, о верных Его, о верных Истине, о покорившихся Его благодати, не могло бы существовать никакое зло, было бы совершенно невозможно ни покаяние, ни спасение, ни оправдание. Была бы невозможна свобода воли, а потому была бы не возможна любовь, – любовь твари к Творцу, ибо любовь требует свободы. «Плата за грех – смерть.» Ничто не совершенное, не соответсвующее Истине, закону справедливости, не могло бы существовать. Любой грех, любая воля противления немедленно приводили бы к небытию. Адам и Ева умерли бы в тот же самый день, как и было сказано Господом:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» Быт. 2:16-17.

Промысел Бога – есть Жертвоприношение Бога Творению, Жертвоприношение человеку. Жертвоприношение от начала мира.

Божественный Свет Иисуса Христа – есть Свет Истины и любви, жизни и благодати, справедливости и милосердия. Принимающий дар жизни и вместе с ним дар благодати, принимает свет Истины и любви, справедливости и милосердия. Тогда жизнь, по слову св. Варсонофия Оптинского, становится блаженством. «Жизнь – есть блаженство.» Св. Варсонофий Оптинский.

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.» Рим. 8: 38-39.

Отвергающие божественный Свет, но следующие воле противления, отвергают и жизнь, и божественную благодать, отвергают Истину и любовь, отвергают Промысел Божий, отвергают Жертву Его и остаются один на один с божественным законом справедливости. Отвергая жизнь и благодать, они наполняются тлением и превращаются в нежить, отвергая Истину, они становятся тьмой, отвергая любовь, наполняются злобой, отвергая Промысел, отвергают милосердие Божие. Жизнь наполняется страданием, становится мучением, – и создания Божие, упорствующие в воле противления, приходят на грань небытия.

Таково абсолютное и неотвратимое действие закона божественной справедливости и в этой, и в будущей жизни.

Потому справедливость без милосердия – есть худшая и ужаснейшая, самая гибельная несправедливость.

По закону божественной справедливости падший мир обречён на гибель. Но по милосердию Божию покорившиеся благодати будут спасены и оправданы. В этом заключается сущность земной истории человечества: земная история человечества – есть история отделения добра от зла. И будет «новое небо и новая земля».

Действие духовных законов столь же неотвратимо, как действие законов физики или арифметики. Отличие в том, что законы физики действуют тут же – в физическом мире, – их действие проявляется немедленно. Действие духовных законов более сложно, часто неочевидно и даже непостижимо и как-будто замедленно. Ибо дух – категория вечности. Последствия действий в области вечности воплощаются через иерархию бытия и сознания, через иерархию «небес» и миров как-будто непредсказуемо и совершенно непостижимо для наблюдателя мира материи, – но абсолютно неотвратимо.

Как же нам, заключённым в падшую плоть, чтобы не подвергнутся осуждению по закону справедливости, но сознательно и свободно следовать Истине, познать духовные законы мироздания? Духовные законы мироздания кратко изложены в законах Моисея и заповедях Господа Иисуса Христа. И разъяснены в откровениях пророков и творениях апостолов и святых отцов святой Христовой Церкви.