Вера

Вера – есть онтологическая способность человека воспринимать Истину.

«И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».» Иак. 2:23.

«Вера есть дверь таинств. Как телесные очи видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное.» Прп. Исаак Сирин.

Только верой человек способен воспринять божественный Свет Истины и любви, жизни и благодати, справедливости и милосердия.

«Святым же Бог открыл есть Духом своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. (1 Кор. 2, 10.)» Прп. Исаак Сирин.

Верой человек постигает ту истину, что он подлинно разумен и свободен, или проще, – что он подлинно человек. Не мираж, не химера, не иллюзия, не злой морок, порождённый движением соков в утробе, – в чем, в сущности, уверены буддисты и материалисты, впрочем, каждый по-своему, – вера есть уверенность в том, что разум человека подлинно разумен, что он не иллюзия, не галлюцинации, порождённые слепым возбуждением нейронов в сером веществе головного мозга. Вера – есть уверенность в том, что человеку даровано богоподобное «я», обладающее подлинной свободой воли. Что дух, разум и сердце человека способны истинно воспринимать божественный Свет Истины и любви и благодать Святого Духа. Что разум подлинно разумен, ибо истинно способен постигать Истину, а сердце – способно подлинно жить и истинно любить.

«Вера не есть что-нибудь маловажное, как бы избыток сверх нужды, а есть кровная и естественная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное.
…Как капля воды составляется из частей кислорода и водорода переходом сквозь них искры электрической, – так и вера в первый раз рождается таинственным некоторым прикосновением Господа к сердцу, подготовленному к вере через познание себя и Господа». Св. Феофан Затворник.

Строго говоря, любую информацию, поступающую к нам сверхчувственно, вербально или чувственно – от наших пяти чувств – человек или принимает верой, или отвергает неверием. Человек может не верить своим глазам, «видя не видеть и слыша не слышать». Модная у материалистов фраза: «я знаю, а не верю» означает только: «я верю, что знаю, ибо верю не во что-нибудь, но в науку и научный метод познания,» – который есть самая слепая вера из всех возможных.

Тот прискорбный факт, что научный способ, отвергая всё высшее, изучает только самое низшее – материю, никак не означает, что он основан на знании, а не на слепой и примитивной вере в произвольную интерпретацию материальных опытов. Любая научная модель строится на аксиомах, которые принимаются на веру с известной долей сомнения. Любая научная модель есть только предположение, но никак не знание в полном смысле этого слова. Подлинно, истинное знание настоящего учёного заключается в предельно краткой формуле: «я знаю, что ничего не знаю».

Источник любого знания – вера. Без веры невозможно никакое познание, никакое знание. В конце концов Вы можете не верить своим глазам, своим ушам, своему телу и тем более разуму.

Любое подлинное знание – есть результат созерцания Откровения. Вера – акт воли: принять или отвергнуть. Не имея опоры в высшем Откровении, разум безвольно покоряется сердцу – оправдывает всё, что желает сердце, опровергая то, что отвергает сердце.

«Падшее человечество приступает к святой истине верою; другого пути к ней нет. Вера от слуха, слух же глаголом Божиим (Рим. 10:17), научает нас Апостол.
Слово Божие – истина (Ин. 17:17); заповеди евангельские – истина (Пс. 118:86); всякий человек – ложь (Пс. 65:2). Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто – ложь, думаешь услышать голос святой истины?» Св. Игнатий Брянчанинов.

«Если нет веры в сердце, то нет её совсем. Ибо чего нет в сердце, того и на деле нет. Итак, ревнуя о спасении, всё внимание должно обращать на устроение сердца, или на впечатление в нём истинно христианских чувств и расположений.» Св. Феофан Затворник.

Если нет веры в сердце, – не будет и в разуме.

«Душа, однажды с верую предавшая себя Богу и многократным опытом изведавшая Его содействие, не заботится уже о себе, но связуется изумлением и молчанием. Кто последует такой вере, тот вскоре делается свободен и самовластен и, как сын Божий, всем пользуется самовластно. Возлюбивший веру сию, как Бог, распоряжается всяким тварным естеством. Многие по вере входили в пламень, обуздывали сожигательную силу огня, и невредимо проходили посреди его, и по хребту моря шествовали, как по суше. Сокровищ веры не вмещает ни земля ни небо. Ничего никогда не утрачивает тот, у кого сердце подкрепляется верою. И когда ничего не имеет, всё содержит он верою (см. 2 Кор. 6, 10), как написано: вся, елика воспросите в молитве с верою, примете (см. Мф. 21, 22); и ещё: Господь близ. Ни о чёмже пецытися (Флп. 4,5 -6). Вся возможно верующему (Мк. 9, 23), потому что для Бога ничего нет невозможного. Какое неизречённое богатство!» Прп. Исаак Сирин.

«Вера есть внутреннейшее благодатное в нас действие, коим на наше ничтожество и бедность переносится полнота Христова и усвояется нам. Это есть акт всемогущий, творческий, ибо им совершается новая тварь в нас, наш дух сочетавается со Христом, и рождается из того в нас новый потаённый человек». Св. Феофан Затворник.

«Вера христианская – не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодатию Духа Святого.» Св. Феофан Затворник.

«Вера начинается с того момента, когда содержание её начинает входить в сердце и производить там соответственное себе чувство. Вера есть восприятие сердцем спасительных истин. И как сии истины имеют определённое содержание, она сопровождается в сердце обнаружением определённых чувств». Св. Феофан Затворник.

«Правило веры слагается из следующих трёх: из ведения содержания веры, из восприятия сего содержания сердцем и из введения жизни своей в порядок, указуемый верой». Св. Феофан Затворник.

«Под верую разумеем не основание общего всем исповедания, но оную мысленную силу, которая светом ума подкрепляет сердце и свидетельством совести возбуждает в душе великое упование на Бога, чтобы не заботилась она о себе самой, но попечение своё во всём беззаботно возвергла на Бога.» Прп. Исаак Сирин.

«Есть ведение, предшествующее вере, и есть ведение, порождаемое верой. Ведение, предшествующее вере, есть ведение естественное, а порождаемое верой есть ведение духовное.« Прп. Исаак Сирин.

«Естественное ведение, то есть различение добра и зла, вложенное в природу нашу Богом, само убеждает нас в том, что должно веровать Богу, приведшему все в бытие; а вера производит в нас страх, страх же понуждает нас к покаянию и деланию. Так дается человеку духовное ведение, то есть ощущение тайн, которое рождает веру истинного созерцания. Таким образом, не просто от одной только веры рождается духовное ведение, но и вера рождает страх Божий. И когда в Божием страхе начнем действовать, от действия страха Божия рождается духовное ведение, как сказал святой Иоанн Златоуст: «Когда приобретет кто волю, последующую страху Божию и правому образу мыслей, тогда скоро приемлет он откровение сокровенного». Откровением же сокровенного называет он духовное ведение.» Прп. Исаак Сирин.

«Вера во Христа – жизнь. Питающийся верою, вкушает уже во время странствования земного жизнь вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования. Господь сказал: Веруяй в Мя, имать живот вечный (Ин. 6:47). Верою угодники Божии претерпели жестокие искушения: имея в персях богатство и наслаждение живота вечного, они вменяли ни во что жизнь земную с ее прелестями. Верою они принимали скорби и страдания, как дары от Бога, которыми сподобил их Бог подражать и причащаться Своему пребыванию на земли… Наслаждение безмерное, рождаемое верою, поглощает лютость скорби, так, что во время страданий ощущается только одно наслаждение. …Верою святые погрузились в глубину смирения: они узрели чистым оком веры, что жертвы человеческие Богу – дары Божии в человеке, долги человека, ненужные Богу, необходимые, спасительные для человека, когда человек старается приносить, усугублять, уплачивать их. …Божии святые чудодействовали, воскрешали мертвых, предвозвещали будущее, упоены были духовною сладостью, и вместе, смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть, – персти, брению вверил Святого Духа Своего. О ужас! нападает от зрения этих таинств молчание на ум зрящий; объемлет сердце несказанная радость; язык изнемогает к поведанию. Верою вступили святые в любовь к врагам: око ума, просвещенное верою, неуклонно смотрит на Бога в промысле Его, и этому Божественному промыслу приписывает все внешние наведения.» Св. Игнатий Брянчанинов.

Прп. Максим Исповедник: «Ведения сущих содержат для доказательства собственные логосы, которые природным образом соединены воедино и четкие пределы которых придают существованию сущих естественную устойчивость. Что же касается Бога, то посредством этих логосов сущих обретается вера только в бытие Его. Он дарует благочестивым людям исповедание и веру в то, что Он подлинно есть, и [подобная вера] доступнее всякого доказательства. Ибо вера есть истинное ведение, обладающее недоказуемыми началами, поскольку она есть ипостась вещей, превышающих ум и разум.

…Также есть и два вида знания. Одно – научное, которое в силу одного только свойства своего постигает логосы сущего; оно бесполезно, поскольку не стремится к осуществлению заповедей. Другое знание – деятельное и действенное, которое подлинно печется о постижении сущих посредством [духовного] опыта.» (VII век!)

…Верующий испытывает страх [Божий]; испытывающий этот страх смиряется; смиряющийся становится кротким, приобретая навык, приводящий в бездействие противоестественные движения раздражительности и похоти. Кроткий же соблюдает заповеди, соблюдающий их очищается, очищенный озаряется, а озаренный удостаивается сочетаться [небесным] браком с Женихом-Словом в сокровищнице тайн [небесных].
Ведение божественных умозрений, выпавшее на долю подвижника вследствие его смирения, сокрушает рассуждение того, кто ищет это ведение путем тяжких усилий и трудов для того, чтобы похвастаться им, а [поэтому] и не обретает.

…Правильно и благочестиво устремляющиеся к познанию сущих и не помышляющие о хвастовстве обретают всесветлые созерцания этих сущих, спешащие им навстречу и дарующие [таковым подвижникам] четкое постижение самих себя, К подобным людям закон обращается: «Придите и наследуйте грады великие и прекрасные, которых вы не строили, и готовые погреба, которые вы не вырубали в камне, и виноградные и масличные сады, которые вы не сажали» (Нав. 24:13). Ибо тот, кто живет не для самого себя, но для Бога, в преизбытке обретает божественнее дары, которые не обнаруживались дотоле, вследствие докучливого напора страстей.»