Ангелы и демоны

В студии радио «Благовещение» протоиерей Андрей Спиридонов и Георгий Лодочник.

А.С.: Добрый день, уважаемые радиослушатели, в эфире радио «Благовещение», наша постоянная рубрика «Горизонты». Я, протоиерей Андрей Спиридонов, и мой постоянный собеседник Георгий Лодочник продолжаем разговор о «Символе веры», как основном изложении истин христианского вероучения применительно к миропониманию современного человека.

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

Мы говорили о Боге Творце и остановились на понятии видимого и невидимого. Для верующего христианина очевидно, что мир имеет начало, человек имеет происхождение в Боге, потому что Бог его сотворил как венец творения, и мир действительно имеет определённую иерархию ценностей. В иерархической системе ценности характеристику мира невидимого имеют сферы небесные.

Современный человек может иметь довольно неясные, смутные представления о Боге, о собственном происхождении, но достаточно легко соглашается с существованием невидимого. Обращается к разного рода магам, к экстрасенсам, колдунам, нетрадиционным целителям, астрологам. Обращается не из праздного интереса, а с целью решить какие-то практические задачи, воздействовать на другого человека, возыметь власть над событиями. Обращается именно к силам невидимым, иногда не отдавая себе отчёта, с чем в этом случае имеет дело.

Если мы говорим о сферах небесных, невидимых, мы говорим о мире духовном. С точки зрения христианской, мир духовный крайне неоднороден, он включает в себя не только ангелов, но и силы демонические, бесовские, происхождение которых для христианина очевидно.

Бог не сотворил зла, в мире невидимом зло появляется как личная позиция бывших ангелов, наделенных свободой воли. В какой-то момент на заре существования мира произошло отпадение от Бога части ангелов во главе с Люцифером. Добрая изначально природа бывших ангелов оказывается в крайней степени искажена. Бывшие ангелы – это силы инфернальные, злые. И вот человек, не имея твёрдой веры во Христа, обращается к этому миру за помощью. Поразительна лёгкость, с которой это делается. Как священник неоднократно встречал людей, пришедших на исповедь в Храм для выполнения пошаговой программы, «назначенной» экстрасенсом. Человек совсем не понимает опасности стать игрушкой в когтях демонических сил. Откуда такая поразительная неосмотрительность?

Г.Л.: Для современных людей не существует истины. Нет истины – нет добра и зла, нет никакой ответственности за свои действия, а есть только выгода. Есть энергии, в которые все верят: электрическая энергия, энергия денег, физическая энергия. Энергия – источник силы и возможностей. Какая разница, что является источником энергии? Энергией просто пользуются, не предполагая никакой платы за это пользование в дальнейшем.

Представление о добре и зле вытравлено из мировоззрения людей. Существует такая как бы условность: добро и зло условно. В древнем мире люди были дикие, ходили в шкурах, тогда были одни ценности, а в нашем современном мире ценность это доллар, это связи, это умение одеваться лучше, чем другие, выбрать самую модную яхту, чтобы остальные завидовали.

А.С.: Понятно. Денежные потоки, денежные единицы — это всё видимое. Но какая необходимость идти порчу наводить? Нельзя обойтись какими-то, так сказать, естественными средствами, видимыми? Почему надо прибегать именно к чему-то невидимому, к тому же когда сам о природе этих сил не имеешь ясного представления?

Г.Л.: Думаю, что все средства хороши, раз уж люди гибнут за металл. Кто победил, тот и прав, остальные лузеры. Победителя не судят, какая разница к какому средству прибегать?

Христиане, люди традиции видят, что помимо материального есть ещё смерть, думают о смерти и понимают, что смерть это абсолютное зло. Начинают задумываться о добре и зле, об источнике всего видимого и невидимого, видят причинно-следственные связи. Понимают, что если вы обратились к тёмным источникам духовной силы, вы должны будете за это понести ответственность, если к светлым, то следствия окажутся совсем другие.

Бог создал мир, создал ангелов. Денница был высшим ангелом в иерархии, его назначение было передавать Божественную истину вниз по иерархии ангелам и людям, чтобы правильно воспринимали Бога. Реализовывалась идея эволюции, изначально заложенная Богом при создании мира. Развития не в бухгалтерском смысле, а в Божественном, чтобы человек становился все более и более похожим на Бога, потому что человек образ и подобие Божие. Бесконечный и достойный путь вечной эволюции, в этом истинная красота творения.

В какой-то момент Денница с его свободной волей, я так предполагаю, решил проверить, совершенно ли творение Божие? Нельзя ли его улучшить? Потому что не всё, что знал Бог, было доступно пониманию даже на высочайшем уровне познания Денницы. Когда Денница стал улучшать, стало ухудшаться, и он понял, что так действуют законы природы, которые есть суть воля Бога.

С тех пор павшие ангелы провозгласили Бога источником зла. Бога, который не даёт реализовать их прекрасные, эволюционные идеи. Чем большие усилия прилагают к достижению своей цели падшие ангелы, тем большие страдания испытывают. Так логически устроен мир. Что такое Земля? Земля это периферия бытия.

А.С.: Периферией Земля стала после грехопадения или изначально была? Рай же был на Земле.

Г.Л.: Земля изначально это область следствий. Любая мысль, любое чувство, любое усилие воли, любой выбор свободной воли производит по иерархии причинно-следственные связи. Внизу, в самом низу, реализуется сумма совместных усилий Бога, дьявола, святых, людей — всех. Человек отличается от ангелов тем, что включает в себя всю эту иерархию, в человеке есть дух и есть область следствия. Человек своим телом принимает на себя часть тех следствий, которые возникают от его же действий. У ангелов нет этого.

А.С.: Святые отцы говорили, что ангелы сотворены как служебные духи. Наделены свободой воли, но служат для связи человека с Богом.

Г.Л.: Действия духов тоже реализуются в конце концов в человеке. Тело человека как бы последняя периферия мироздания на данный момент. Ангелы, однажды сделав выбор, уже не могут себя изменить. С другой стороны, ангелы абсолютно совершенные создания и не могут передумать. Поэтому те, кто пал, те пали навсегда. Те, кто не пал, те не пали и навсегда остались верны Богу. А у человек есть механизм изменения себя. Человек может пасть, принять последствия падения на себя, сделать всё по-другому, и последствия станут другими. Механизм изначально был заложен в раю.

А.С.: А зачем Бог сделал и видимое и невидимое? Почему изначально не сделать всё, скажем, видимым?

Г.Л.: Насколько я понимаю, Бог создал всё видимым. Человек видел всё в раю. Это сейчас мы ограничены пятью чувствами и не видим даже того, что видели.

А.С.: Граница между видимым и невидимым появляется с грехопадением?

Г.Л.: Человек пал от недостатка веры в Бога. В нашем мире, когда мы уже не видим сотой доли того, что видели, роль веры многократно возрастает. Важность веры становится насущна для выживания. Познание осталось возможным только через веру.

А.С.: Полнота познания в таком случае — это достижение святости, совершенства, духовного бесстрастия. Безопасно преодолевать границу видимого и невидимого мира может только святой преподобный, достигший бесстрастия. Потому что имеет дар духовного рассуждения, духовного зрения. Может безопасно созерцать, различать, кто есть ангел, а кто есть демон.

Падший, одолеваемый страстями человек находится под властью дьявола. И если бы такой человек видел мир невидимый, то тут же стал бы в крайней степени демонизирова, как говорят, святые отцы — бесовидным. Нрав человека стал бы бесовским, сам человек превратился бы в беса. Спасение оказалось бы крайне затруднённым, проблематичным. Граница между миром духовным и земным в каком-то смысле границы безопасности, которую нельзя преодолевать до часа смертного или до достижения преподобия пред Богом.

Когда человек умирает, душа попадает в эти духовные пространства для физического мира невидимые. Вооружаясь разного рода оккультными практиками, проникать за эту границу очень опасно, можно серьёзно душе повредить.

Г.Л.: Мир, ограниченный пятью чувствами, ограничивает ту зону, где и добро и зло могут одновременно влиять на человека. Мне очень нравятся фраза Фридриха Ницше:

«…Брюхо служит причиной того, что человеку не так-то легко возомнить себя Богом…»

У человека есть тело и все его отправления, но все равно многие умудряются возомнить себя Богом.

А.С.: Одебилевшая человеческая плоть, как святые отцы говорят, следствие искажения иерархии ценностной, заложенной в человеке. Дух должен главенствовать по отношению к душе и к телу. По причине грехопадения всё исказилось: тело эксплуатирует душу, душа подчиняет себе дух, а дух оказывается в погасшем, загнанном состоянии. Когда происходит обращённость к Богу, появляется возможность восстановления необходимой внутренней иерархии.

У святых отцов есть указание на двухчастную или на трехчастную природу человека. Двухчастная – когда человек состоит из души и тела. Трёхчастная, когда человек состоит из духа, души и тела. Дух это высшая способность души, которая начинает себя проявлять при обращённости человека к Богу, когда человек становится сосудом Божественной благодати. Духовная составляющая человека оказывается пронизанной действием духа Божьего, и тогда одно от другого не вполне можно отличить. Есть огонь, а есть железо. Если железо поместить в огонь, то железо нагревается таким образом, что становится красным, и уже невозможно чётко отличить, где железо, а где огонь.

Г.Л.: В человеке очень глубокая иерархия от духа до материи. Человек это микрокосмос, вернее, тот же космос. Просто человек не один, рядом с ним живут миллиарды других.

Христос говорил: «Царствие небесное внутри вас». Тело это периферия. Глубина внутри, где-то за микромиром. Такую математическую, чисто логическую модель можно себе представить.

А.С.: В массовой культуре часто используются темы, связанные именно с демонами, с монстрами, с вторжениями инфернальных сил из другого мира.

Создатели таких кинопроектов не настаивают на положительном влиянии этих сил. Силы эти несут что-то гибельное, устрашающее. Тем не менее, продукция эта пользуется большим спросом у зрителя, имеет кассовый успех. К чему эту тему раздувать и педалировать?

Г.Л.: Вспомним Александра Сергеевича Пушкина и его «Пир во время чумы»:

«Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья…»

Просто коммерческая продукция всегда должна быть успешной. Плюс это такая репетиция, подготовка ко времени антихриста, когда существа из нижних миров явятся в нашем мире во плоти.

В мультфильмах конца девяностых начала двухтысячных духи и всякая нечисть выступают как абсолютное добро. Призраки, разные уродцы, привидения помогают маленьким детям. При этом родители этих детей живут своей скучной жизнью, не интересной детям абсолютно. А у мультяшной нечисти другая, интересная жизнь. И они все добрые, все помогают детям. Это целая индустрия. Возьмём Шрека. На меня лично Шрек производит ужасающее впечатление. Безобразнейшее существо, но в мультфильме очевидно доброе.

Самое главное, что мы должны хранить, это понятие существования истины, истины абсолютной, как воли Бога, существования добра и зла. Ответственности за то зло, какое мы совершаем. Человек имеет внутреннее Небо и внутреннюю Землю. Имеет внутренний источник, причину и внутренние следствия, которые в нём же проявляются. И может себя менять, поскольку совершил грех, зло.

Человек может бесконечно совершенствоваться с помощью магии или духовных практик, но всё равно в итоге умирает и попадает в ад, потому что не может искупить свой грех. Не может на 100% очиститься, какие бы жертвования не приносил. Чтобы искупить грехи человечества сначала должен был Бог воплотиться в человека, потому что погибнуть за грехи должен был человек, но погибнуть должен был совершенный человек, и принять на себя следствия грехопадения человека. На себя, как на совершенного человека, принял Христос смерть и страдания. Тогда произошло искупление и других людей.

А.С.: Конечно, нужен Христос, как искупитель, как мера всех вещей.

Г.Л.: Поэтому цена хеллуинов. гаданий, колдовства, магии – это смерть Бога за нас.

А.С.: Если человек даже не понимая, вторгается в область невидимого и обращается к инфернальным силам, то тут, как говорится, незнание не освобождает от ответственности.

Г.Л.: После Христа такое поведение становится явным кощунством. Бог пришёл, искупил их, а они взамен, глумятся над Богом и над его жертвой. Делают именно то, что и нужно антихристу.

А.С.: Конечно, за все эти действа, имеющие кощунственный характер, человеку придётся ответить. Любая романтизация дьявола всегда опасна. Можно будет отдельно об этом поговорить, скажем, на примере романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Наши же рассуждения о «Символе веры» продолжим в следующих сюжетах «Горизонтов». Храни, Господь!