Символ веры. Самореализация и смерть

В студии радио «Благовещение» протоиерей Андрей Спиридонов и Георгий Лодочник.

А.С.: Добрый день, уважаемые радиослушатели! В эфире радио «Благовещение», наша постоянная рубрика «Горизонты». В студии я, протоиерей Андрей Спиридонов, и мой постоянный собеседник Георгий Лодочник.

Говоря о «Символе веры», мы решили разобраться, как человек в системе современной массовой культуры, может воспринимать истины христианской веры. Технологии воздействия на умы и сердца, конечно, дают о себе знать. Многие с лёгкостью отвечают на вопрос: «Веруете ли вы в Бога?» Современный человек запросто, пусть и опосредованно, обращается к силам потусторонним, через каких-нибудь магов экстрасенсов, нетрадиционных целителей. Но когда встаёт вопрос о принятии истины во всей полноте, возникают серьёзные затруднения.

Во втором члене «Символа веры» звучит:

«И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

Истина нам явлена во Христе – Боге, ради нашего спасения ставшего человеком. При этом Христос остаётся вторым лицом Пресвятой Троицы, являет собой всю полноту Божества. Благодаря своему человеческому воплощению Бог стал для человека гораздо более доступен, чем в условиях Ветхого Завета.

Бог во Христе, как явление полноты истинной, стал более доступен, но человек с его свободной волей может эту истину принимать или этой истине сопротивляться. Георгий хорошо это пояснил на своём личном опыте, когда в молодости последовательно изучал разные религиозные и философские системы. После прочтения Евангелия у Георгия возникло на определённое время сопротивление истине, потому что стало очевидным, что евангельским путём власти не достигнешь, а наоборот, потребуется полное самоотречение.

Кто-то истину принимает, но довольно значимая часть человечества истине сопротивляется. Двухтысячелетняя христианская история тому подтверждением. Современный мир, который активно позиционирует, выражаясь философским языком, релятивизм истины, тому тоже подтверждение. Очень многое в современном человеке и в современном обществе развитого потребления сопротивляется истине. Страсть к стяжанию материальных ценностей, обретение комфорта берёт вверх над современным человечеством. Мы, христиане можем и должны говорить о Христе, но наше слово о Христе часто упирается в глухое сопротивление окружающего мира. Современный человек не хочет какого-либо самоотречения, а хочет именно безудержного материального развития, или, может быть, наше слово не имеет должной власти.

Г.Л.: Знаете такое слово «самореализация»? У марксистов и у либералов говорят, человек должен самореализоваться в жизни. Раз уж человек родился, то он должен самореализоваться. Это абсолютная подмена того, что подразумевается христианством и Богом. Божественная эволюция, заложенная в мироздании, подразумевает, что человек должен приближаться к Богу. Феофан Затворник говорил, сначала надо обратиться ко Христу, поверить в него, следовать за ним и приближаться к Богу, становится всё ближе и ближе, более похожим на Бога. Вместо этого под самореализацией предполагается занятие в социальной или интеллектуальной иерархии, например, в области искусства, максимально высокого места. Настолько высокого, насколько человек способен.

А.С.: Самовыражение связано с самореализацией? В искусстве самовыражение имеет очень весомый характер.

Г.Л.: Самовыражение это термин, связанный исключительно с коммерцией. Когда-то искусство европейское, христианское выражало христианские истины. Заказчиками выступала духовная аристократия. Аристократия отличала красивое от некрасивого и подлинное от ложного в очень высокой степени. Силы, которые борются с Христом и работают на антихриста, разрушили христианские монархии. Высшие классы аристократии и священнослужителей объявили мошенниками, которые не служат народу, не сохраняют истину и не защищают истину от зла, а просто прикрываются существованием истины, которой на самом деле нет, а есть только выгода, извлекаемая из народа. Священничество представили бизнесом, который десятину забирает.

А.С.: Десятина имеет место быть с ветхозаветных времён.

Г.Л.: Сейчас уже забирает, что остаётся. Кант, а потом Шопенгауэр доказали, что истины нет, да и сами люди были в этом абсолютно уверены и сейчас уверены.

А.С.: Почувствовали себя материально ущемлёнными со стороны Церкви.

Г.Л.: И со стороны аристократии. Поскольку истины нет, есть только выгода. Выгоду обеспечивают лавочники, ростовщики, люди, производящие какие-то блага. Эти люди не отменили искусство, но у них возникла проблема, как оценивать искусство? Сколько какой предмет искусства стоит? Раньше в искусстве выражалась Божественная истина и красота как блеск истины. Но раз Бога нет, истины нет, то что тогда художнику выражать? Только себя, свой собственный, внутренний мир.

А.С.: Происходит сакрализация самого себя, своей деятельности.

Г.Л.: Один художник вот так себя выражает, другой вот так. Да Винчи написал «Тайную вечерю», а Малевич «Чёрный квадрат». Это их, можно сказать, внутреннее содержание.

А.С.: Леонардо да Винчи художник тоже не беспроблемный в мировоззренческом смысле, но «Тайная вечеря» всё-таки связана с Евангелием. А про «Чёрный квадрат» можно сказать, что картина связана с христианскими истинами?

Г.Л.: Связана с иудейским истинами, это символ Бога. Дело не в этом. Для буржуа нет ни христианства, ни иудаизма. Вернее, для них это тот же бизнес, что и христианство. Но искусством надо торговать, делать бизнес, как-то искусство оценивать. Поскольку никаких естественных критериев нет абсолютно, то получается, внутреннее содержание того же Малевича ничуть не меньше, чем внутреннее содержание Джотто, Рафаэля, Рублёва.

Создали целую науку — искусствоведение. Единственный критерий, по которому можно сравнивать одного художника с другим — новизна. Как в патентном праве. Кто первый сделал перспективу. Кто первый разложил гармонию на части. Остальные повторяют, а значит, стоят меньше. Не важно, что ты создал гениальное полотно. Тебе скажут: «Это уже было». Раз это уже было, поэтому ничего не стоит. Буржуа вообще не интересует истина, для них нет ничего абсолютного. Кто первый, тот и самовыразился. Павленский, например, первым прибил гениталии к брусчатке.

А.С.: Это уже крайняя степень, иррациональное самовыражение. Но вы довольно точно подметили, самовыражение есть выражение только самого себя, а не истины свыше. А что с самореализацией?

Г.Л.: Мы говорили, что самореализация с точки зрения Бога, это следование за Христом и приближение к Богу. Чтобы пройти этим путём от нас не требуется добровольного распятия, да и воскресенья, мы будем воскрешены силой Христа. Но те, кто пойдут за Ним, должны будут пройти путь восхождения на Небо.

А.С.: Через самоотречение?

Г.Л.: Через самоотречение. Человек в социальной иерархии пытается добиться наиболее высокого места, чтобы потом его славили, ему платили, ему служили. Христос в Евангелии говорил:

«Больший из вас да будет вам слугой: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (23:8−12).»

А.С.: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь». Апостолы не понимали до конца, что значит, в перспективе дальнейшей, окончательной пойти за Христом, а довольно долго имели надежду, что Господь осуществит воцарение Израиля в границах ближайшей, земной истории. Господь, зная их любовь к Нему, и говорит, не знаете, чего просите. Цена это крест Христов для Господа нашего Иисуса Христа, а для учеников последование за ним, взятие креста своего на себя. И они на себя это возьмут по непосредственной любви к Христу. Самореализация в евангельской истории осуществляется во Христе благодаря Голгофе, благодаря Воскресению и не в последнюю очередь сошествию Святого Духа на апостолов.

Если ты принимаешь истину, то ты стоишь перед схожей задачей, может, не в таких масштабах, как это было в жизни святых апостолов, потому что они вообще фундаментом Церкви становятся, но в каких-то собственных масштабах, каких Господь тебе судил.

Г.Л.: Поэтому в христианских государствах под самореализацией понималось служение. Служение императора, служение военачальника.

А.С.: В традиционном обществе у аристократии своё служение, у крестьянина своё, у воина своё, у священника своё.

Г.Л.: Сейчас это всё отменилось, служения нет, сейчас только одни контракты. Даже у Путина просто контракт с обществом, как он сам говорит. Одна только проблема, по контракту никто не собирается умирать. В контракте написано, будем получать столько-то и делать столько-то. Единственный критерий самореализации сейчас это количество денег. Потому что деньги дают власть, деньги дают гламур, они всё дают. Как у Пушкина в «Скупом рыцаре»:

«Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды».

А.С.: Ещё бы деньги смерть победили, и все тогда бы стало на свои места окончательно. И никакая истина, и Христос были бы не нужны. Но пока смерть не побеждена с помощью денег, пазл не складывается.

Г.Л.: Смерть это следствие жизни в этом мире и следствие греха. Но сама смерть уже не от этого мира и средствами этого мира её не преодолеть. Смерть говорит нам, существует нечто, что совершенно не подвластно никаким деньгам и никаким человеческим усилиям.

А.С.: Хочется коснуться современного образования, которое предлагает молодому человеку некую самореализацию способностей.

Г.Л.: Все сводится к деньгам. Совсем всё упростилось. Даже магия рассматривается как средство зарабатывания денег. И очень силён страх смерти вообще и самого слова «смерть». Старости тоже боятся, старость не вписывается в концепцию самореализации.

Смерть это то, что нельзя преодолеть никакими человеческими усилиями, никакой магией, никакими талантами, никаким трудолюбием, никакими деньгами. Смерть заставляет человека задуматься об ограниченности и конечности мира, в котором мы живём. За этим миром должно существовать нечто, когда творящемуся здесь придаётся некий смысл.

А.С.: Что должна современная Церковь, опираясь на истину, на Христа, на вопросы жизни и смерти противопоставить мировоззренческим трендам общества потребления о самореализации, самовыражении, успешности? Церковь говорит о Христе, о Царствии Небесном, о вечности, но это входит в полное противоречие с основными течениями в современном обществе. Возникает ощущение, что идейную битву Церковь проигрывает. Молодежи в храмах совсем немного. Молодому человеку, даже воспитанному родителями-христианами, к моменту совершеннолетия Церковь перестаёт быть интересной. Слово о Христе входит в серьёзное противоречие с миропониманием современной молодёжи.

Г.Л.: Ну конечно, ну разумеется. Современное мировоззрение не с неба же свалилось. Потребовалось, по крайней мере, тысяча лет планомерных усилий, чтобы в максимальной степени человека от Христа, от правды и очевидной истины отвратить. И не давать просто об этом задумываться.

А.С.: Я не сторонник проблему отцов и детей как-то уж раздувать и брюзжать на современные жанры, но очевидно, многие музыкальные клипы, современное кино, видео в социальных сетях сугубо развлекательные, отвлекающие человека от проблематики истины жизни и смерти.

Классическая музыка общества традиции аккумулировала в себе традиционное христианское миропонимание. Отсюда такая мощь полифоническая. А современные музыкальные жанры это просто раздробление сознания.

Г.Л.: Счастливое сочетание интересов и коммерции, ростовщиков и сатанистов. Искусство, когда отрекается от истины, от Христа, от красоты становится всё примитивней, но цены на предметы искусства от этого не падают, а управляемость людьми повышается. Делается всё, чтобы человек не мог задуматься о смерти, вспомнить о ней даже чтобы не мог. В боевиках, в мультиках, в роликах совершается постоянное убийство. Смерть делается ничего не значащим, обычным событием, о ней и думать не надо. Да, какие-то лузеры время от времени умирают. И что с того? С остальными этого не случается. Надо думать не о смерти, а о том, как деньги заработать и потом правильно потратить заработанное. Такая вот логика.

Христос победил смерть. Мы уже говорили, что человек это космос, в котором есть и внутреннее небо, и внутренняя земля, и источник причины, и источник действия, и источник разума. Проявления воли и есть внутренняя земля, тело, которое принимает все эти следствия на себя. Человек может себя бесконечно совершенствовать. Но поскольку мы созданы уже не по образу Бога, а по образу падшего Адама, созданного по образу Бога, то не можем победить смерть. Смерть уже в нашей природе. Мы постоянно находимся в состоянии греха.

Поэтому Христос должен был принять на себя человеческое тело, прийти на землю смиренно, показать пример, воскреснуть и вознестись на Небо. Христос проложил путь, победил смерть, совершил переход в первоначальное совершенное состояние, в вечную жизнь. Стяжая богатство, ты никак не следуешь за Христом.

А.С.: Многое уже от веры зависит. Мы говорим, Христос победил смерть. Для христианина это очевидность, для апостолов это очевидность. Если с христианской точки зрения рассматривать историю, то победа над смертью, это центральный факт мировой истории.

Для человека, который не имеет веры во Христа, это просто слова. Он может спросить, из чего следует, что Христос победил смерть? Люди продолжают рождаться и умирать, и, как модно говорить, оттуда пока никто не возвращался. Хотя на самом деле это и не совсем так. Вспомним Лазаря Четверодневного, например. Победа над смертью это очевидная вещь для христианина. Но далеко не всегда очевидно для неверующих во Христа.

Г.Л.: Для неверующих во Христа истина никак не доступна. Говорить надо с теми, кто уже верует. Нет никаких сил, даже сам Бог не может заставить человека верить.

А.С.: Я, как священник, порой сталкиваюсь с тем, что люди приходят в Храм по поводам, прямо не имеющим отношение к вере в Воскресенье Христово: бизнес рассыпался, в семье проблемы итд. Что делать, как быть, батюшка? Спрашиваешь, вы крещёный? Да. Евангелие читали? Нет, не читал, но Библия дома есть. (Евангелие входит в Библию, человек часто не трудится просто открыть её). Вы во Христа веруете? Верую. Веруете, что он Бог? Да, в общем, верую. Веруете, что он воскрес и победил смерть? Тут человек задумывается и далеко не всегда однозначный ответ даёт.

Г.Л.: Поэтому смерть та кристальная, абсолютная истина, с которой лукавить не получится. Если поставить смерть в центр координат и усилием воли принять неизбежность смерти, то клиповые мышления, деньги, гностические, агностические, сектантские идеи сразу теряют всякий смысл. Смерть, как мы уже знаем, и как нам святые отцы объясняют, это плата за грех. Человек платит своей смертью за грех, который совершает, и который совершили до него. А со стороны Бога это жертва, воплощающая всю глубину любви Бога к творению, к человеку, искупляющая человека. Поскольку Христос находится одесную Отца в человеческом теле, то, человек стал сыном Божьим и поднят на высочайшую высоту. И Христу, и Богу пришлось принять смерть, и нам придётся её принять. Тогда только жизнь становится осмысленной. На фоне испытания смертью христианство имеет абсолютную ценность.

А.С.: Как победа над смертью во Христе.

Г.Л.: Что такое деньги перед смертью? Что такое искусство?

А.С.: Да.

«Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится»,

как известно.

Мы продолжим, если Бог даст, будем живы, наш разговор о «Символе веры» и разговор о Христе. Храни, господь!